Интервью с профессором Ю.В.Ефременко

12
февраля
2014

«Инженер-физик» (№16-17)

В рамках реализации Постановления Правительства РФ №220 «О мерах по привлечению ведущих ученых в российские образовательные учреждения высшего профессионального образования» в конце ноября 2011 года в НИЯУ МИФИ была  создана Межкафедральная лаборатория экспериментальной ядерной физики. О первых научных результатах лаборатории и планах на будущее с газетой «Инженер-физик»  поделился ее руководитель к.ф.-м.н., профессор университета штата Теннесси  (США), выпускник МИФИ Юрий Ефременко.

– Юрий Валентинович, расскажите, пожалуйста, с чего все начиналось? Как создавалась лаборатория и подбирался для нее научный коллектив?

– Возможность открытия лаборатории экспериментальной ядерной физики в МИФИ появилась после того, как мы выиграли правительственный  мегагрант по привлечению ведущих ученых в российские вузы. Идея конкурса состоит в том, что в университет привлекается человек со стороны, а именно иностранный ученый, который делится своим опытом работы и способствует организации современной науки.

Наша лаборатория была создана для решения вопросов безопасности атомной энергетики, путем разработки новых передовых методов мониторинга ядерных реакторов. Однако теперь мы уже ставим перед собой несколько более широкие задачи. Мы не только ведем разработки методов контроля ядерных реакторов, но смотрим еще на их применение в ядерной медицине и портальных системах с целью контроля несанкционированного перемещения радиоактивных материалов и мониторинга окружающей среды. Часть нашей лаборатории занимается этими вопросами. Но главное, конечно – это разработка новых детекторов нейтрино, которые позволили бы мониторировать ядерные реакторы.

То, что вы видите сейчас в лаборатории, создано меньше, чем за 2 года. За это время собралась замечательная команда настоящих профессионалов, ученых и энтузиастов. Сегодня в лаборатории работают около 40 человек из МИФИ, а так же из Института теоретической и экспериментальной физики, Курчатовского института, Научно-исследовательского института ядерной физики МГУ.

–  Проблема нежелания молодежи идти в науку у Вас, похоже, решена. Среди сотрудников лаборатории мы видим очень много молодых лиц…

– Да, это самое главное, для этого собственно и создавалась лаборатория – чтобы молодежь привлечь в науку. Причина того, что молодежь плохо идет в науку – в сложном периоде 90-х годов, эти годы выбили, так скажем, промежуточное поколение ученых. Есть ученые со стажем, и есть молодые специалисты, но нет среднего поколения ученых. А молодым, чтобы хорошо развиваться, вживаться, нужно именно промежуточное поколение. Считается, что оптимальная разница в возрасте между поколениями ученых – 10 лет. Тогда людям проще общаться и обмениваться опытом. Мы прилагаем большие усилия для привлечения молодежи, приветствуем появление новых сотрудников, хотим, чтобы в работе принимали участие и студенты, и аспиранты.

В данный момент у нас работает 8 аспирантов и 7 студентов НИЯУ МИФИ. Но надеемся, что со временем молодых специалистов у нас будет больше. Мы хотим, чтобы студенты как можно раньше начали проводить реальные эксперименты, работали с современным оборудованием. В некотором смысле это американская модель. В США значительная часть научных исследований проводится в университетах, а не только в национальных лабораториях, там студенты уже с 3 курса активно вовлечены в исследовательский процесс.

– Бросается в глаза, что в помещениях лаборатории многолюдно, тут всегда так?

– Да, у нас ведется постоянная работа, анализируем, что было сделано, обсуждаем планы на неделю. В лаборатории создано несколько рабочих групп – группа расчетчиков, группа, которая занимается анализом экспериментальных данных, инженерная группа, группа сборки установки РЭД-100.



–  За двух летнюю историю существования лаборатории есть чем похвалиться?

– Да, конечно. У нас много публикаций, на сегодняшний день – 38 научных статей, из них 34 в зарубежных журналах.Подготовлены две кандидатские диссертации, написано и защищено нашими студентами 8 дипломов, много курсовых работ. Мы провели два рабочих совещания, причем одно из них в США, а летом организовали большую международную конференцию на Калининской АЭС по теме, специализированной на специфике нашей лаборатории – нейтринных детекторах. На конференцию приехали ученые из США, Италии, Японии, Кореи и других стран.

Раскройте секрет – как стать «мировым ученым»? Расскажите немного о себе, как складывалась Ваша карьера?

– Я закончил МИФИ в 1981 году, факультет  «Т» по специальности «Экспериментальные методы ядерной физики», чем я и занимаюсь всю свою жизнь. Диплом я делал в Институте теоретической и экспериментальной физики и моим научным руководителем был Козодаев Михаил Силыч, его фотографию студенты сейчас могут видеть на доске основателей МИФИ на 2 этаже главного корпуса. Там же остался работать, защитил кандидатскую диссертацию, а потом, в 90-е годы, когда в России был сложный период, я получил приглашение в Окриджскую национальную лабораторию США работать над проектом, который тогда назывался SSC (сверхпроводящий супер-коллайдер). Через несколько лет мне предложили преподавательскую и исследовательскую позицию в университете Теннеси. Это позиция, которая ведет к достижению звания профессора. Параллельно я участвовал в различных научных экспериментах по всему миру, которые в основном были связаны с нейтринной физикой, например в эксперименте KamLAND в Японии. Кстати, благодаря ему я стал почетным членом Института физики и математики Вселенной при Токийском университете, потом во Франции, в Америке, а вот теперь и в России являюсь научным руководителем крупной лаборатории.

Юрий Валентинович, а почему Вы, живя и работая в Америке, приняли решение возглавить одну из новейших лабораторий в России, и именно в МИФИ?

– А я никогда не терял связь с МИФИ, я общался и продолжаю общаться со многими людьми из университета, из ИТЭФ. И я ни в коем случае не согласился бы участвовать в конкурсе на получение гранта, если бы это не касалось МИФИ. Мне хотелось помочь родному вузу. Когда я сюда приехал, мне было очень приятно увидеть знакомые лица, людей, с которыми я когда-то учился и работал. Я долго проработал в Америке и когда я сюда приехал, то привез все свои связи с учеными, которые там приобрел, и хочу чтобы о МИФИ больше узнали за рубежом.

Над чем сейчас работаете? Какие сегодня планы у лаборатории?

– Сейчас мы организуем большую международную коллаборацию. В прошлом году было подписано широкое соглашение о сотрудничестве НИЯУ МИФИ с Окриджской национальной лабораторией, в том числе и с целью проведения эксперимента по поиску когерентного рассеяния нейтрино. Идея состоит в том, чтобы наш детектор когерентного рассеяния нейтрино на тяжелых ядрах перевезти на время в Америку и там, используя очень подходящий для этой цели нейтринный пучок, провести необходимые измерения. Если все получится, то мы будем первой группой в мире, которая это сделает.

Спасибо, за интересную беседу. Напоследок, что бы Вы могли пожелать студентам нашего университета?

– Только одно – найти интересное дело, которое ты любишь и дальше продолжать им заниматься!

 Для справки:

В настоящее время во всем мире ведутся интенсивные работы по созданию нового поколения компактных и относительно недорогих нейтринных детекторов, способных  обеспечить как национальные нужды, так и нужды МАГАТЭ в области мониторинга ядерных реакторов. Во всех действующих в настоящее время приборах для  регистрации нейтрино используется эффект обратного бета-распада. Однако  существует и другой подход, который позволяет создавать более эффективные, компактные и мобильные приборы. Этот подход основан на использовании эффекта когерентного рассеяния нейтрино на тяжелых ядрах.

Когерентное рассеяние нейтрино на ядрах – фундаментальный физический процесс, до сих пор не наблюдавшийся на практике. В Межкафедральной лаборатории экспериментальной ядерной физики,  создается нейтринный детектор нового поколения РЭД-100, способный зарегистрировать когерентное рассеяние как эффект. Двухфазные эмиссионные детекторы на жидком ксеноне продемонстрировали высокий потенциал эффективного обнаружения и исследования слабовзаимодействующих массивных частиц в экспериментах по поиску темной материи. Предложение ученых лаборатории использовать эту методику для обнаружения эффекта когерентного рассеяния нейтрино на ядрах ксенона вызвало большой интерес за рубежом. В ноябре 2013 года было подписано соглашение о сотрудничестве между Окриджской национальной лабораторией и НИЯУ МИФИ, одним из важных элементов которого будет постановка предлагаемого уникального эксперимента. Открытие эффекта даст новые перспективы в научных исследованиях, результаты которых найдут практическое применение, в том числе, для мониторинга ядерных реакторов.

 Интервью записала Елена Казакова

12