
«Академические чтения НИЯУ МИФИ»: академик РАН В.А. Тишков рассказал студентам об этнических конфликтах
11 мая прошла заключительная в этом учебном году лекция проекта «Академические чтения». Она была посвящена одной из глобальных проблем человечества – конфликтным противостояниям на основе этничности и культурных различий. Выбор темы не случаен. Когда академик В.А. Тишков выступал с лекцией в МИФИ в 2016 году, студенты задали вопрос об этнических конфликтах. Ответом на него и стала проведенная в четверг лекция – «Этнические конфликты и пути их преодоления».
Изучение природы этнических противостояний – главное направление научной деятельности В.А. Тишкова, историка и антрополога, знаменитого на весь мир не только теоретической, но и практической исследовательской работой (как говорят антропологи - «в поле», среди людей другой культуры). Квебекский конфликт в Канаде по вопросу права на самоопределение, сепаратизм в Каталонии, вооруженные конфликты на Балканах, в Чечне и Средней Азии – все это В.А. Тишков видел своими глазами. Научное осмысление этих и многих иных событий позволили ему разработать систему анализа и раннего предупреждения конфликтов на этнической основе. Но для этого необходимо понимать, почему в мире все чаще происходит борьба не между государствами, а между разными этнокультурными группами.
Лектор указал, что сами по себе различия между народами не обязательно приводят к открытому вооруженному столкновению. Противопоставление «мы» и «они» связано с целым комплексом условий и ресурсов, за которые конкурируют группы людей. Но именно этничность, принадлежность к конкретной культурной, языковой, национальной культуре часто используется для мобилизации на борьбу.
Как указал лектор: «Причинами этнических конфликтов могут быть: дискриминация, какие-то исторические несправедливости, историческая память о рабстве и колонизации, реально приниженное положение – когда социальное неравенство проходит по этническим границам. Когда представители одного народа находятся у власти, держат в руках ресурсы, а другие занимают социально более низкие позиции и вообще во власти никак не представлены. Но интерес в том, что в сепаратистских конфликтах хотят отделиться далеко не самые бедные народы или части страны… Значит, порой сепаратизм может быть не только из-за дискриминации, а за этим может скрываться нежелание делиться и нежелание «кормить» других… В основе сепаратизма может быть этническая марка, но за этим лежит нечто большее… Сейчас все большее значение приобретают культурные различия. Если сепаратистский конфликт мы называем этнополитическим (то есть конфликт за статус), то конфликты на основе религиозных различий, а за ними порой стоят и этнические тоже, мы называем этноконфессиональными. И эти конфликты в последнее время выходят на первую линию. Почему? Вроде бы мир усложнился, при нашем уровне естествознания, – вдруг религия выходит на первый план… Мое объяснение в том, что, несмотря на то, что мы знаем так много о себе, о мире и о материи, остаются какие-то сферы нашей жизни, которые мы объяснить до конца не можем (жизнь и смерть человека, его судьба, различные другие иррациональные явления). Поэтому значение верований и религии остается и останется в нашей жизни надолго, может, навсегда… Поэтому религиозные мировоззренческие системы проводят более жесткие различия между людьми, чем этнические. … Когда конфликты за ресурсы – можно договориться… Даже этничность можно поменять или вобрать в себя две-три культуры. Но нельзя быть одновременно в двух религиях».
Но, тем не менее, как указал лектор, в основе любого этнического или этноконфессионального противоречия лежит много причин, и разрешить его можно только учитывая их вместе. При этом Валерий Александрович отметил особую роль государственного управления, центральной власти, задачами которой являются постконфликтное восстановление условий жизни людей и обеспечение новых, благоприятных социальных отношений.
После выступления академика слушатели задавали интересующие вопросы, что позволило еще полнее раскрыть тему:
Вопрос: Можно ли провести какие-либо закономерности, чтобы предотвратить даже развитие конфликта? Согласитесь, было бы проще в зачатке это искоренить, чтобы не допустить жертв. Ведутся ли исследования в этом направлении?
Ответ: Ну, вот это Early Warning [см. EAWARN] – «раннее предупреждение», это целая сфера исследований и общественной деятельности и государственной тоже. Сейчас в ФАДН разрабатывают государственную систему этнологического мониторинга… Работа частично засекречена, ведется сбор информаций о точках недовольства или каких-то выступлениях… Но есть общая стратегия предотвращения. Во-первых, если речь идет о большой стране со сложным составом населения – государство должно быть так устроено, прежде всего, в Конституции, чтобы оно отражало эту особенность. Возьмем мы Россию – у нас 193 разных народа зарегистрировалось в переписи – федерализм. То есть части территории имеют особый статус и свои полномочия в рамках одного государства… Второе это языковая и культурная политика, то, что мы называем национальной политикой… Официальное двуязычие или многоязычие является стратегией предотвращения конфликта… Третье – представительство во власти… Но если речь о мгновенном реагировании – мы разработали сейчас целую технологию… Роль медиа, авторитетов, старейшин, даже спортивных лидеров очень важна… Язык вражды нужно не допускать в медиа и законы должны действовать… И ответственность каждого человека должна быть. Не проходить мимо».
Благодарим слушателей лекций.
«Академические чтения» продолжатся в новом учебном году.