Председатель Правительства РФ провел заседание, посвященное развитию ведущих российских университетов

24
май
2014

20 мая 2014 года Председатель Правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев провёл заседание президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, посвященное модернизации высшей школы и связанной с этим процессом задаче развития ведущих российских университетов.

В заседании приняли участие заместители Председателя Правительства РФ О.Голодец и И.Шувалов, министры: образования и науки РФ Д.Ливанов, финансов – А.Силуанов, строительства и жилищно-коммунального хозяйства – М.Мень, труда и социальной защиты – М.Топилин, а также ректоры ведущих вузов страны, в числе которых ректор НИЯУ МИФИ М.Стриханов.

Открывая заседание, Дмитрий Медведев рассказал об идее национальных проектов и об итогах семилетней работы по их реализации. «Требования современной экономики и увеличение в ней доли наукоемких высокотехнологичных отраслей очень часто опережают возможности наших высших учебных заведений. Поэтому обновление высшей школы действительно стало одним из приоритетов при реализации проекта по образованию», – отметил Премьер-министр.

Он напомнил, что вузам поставлена задача добиться конкурентных преимуществ на международном уровне. «Я напомню, что эта задача сохраняется – задача по вхождению наших университетов в мировой топ-100. Задача, скажем откровенно, очень непростая. Тем не менее, мы всё равно к ней стремимся, и с этой целью в 2013 году Правительством запущен специальный проект: 14 университетов, которые отобраны на открытом конкурсе, получили дополнительные средства», - сказал Д.Медведев.

По его словам, «пока не всё получается так, как мы запланировали, но есть и изменения по многим критериям. Самый главный критерий, который носит нетленный характер, что называется, – это, конечно, качество образования. Надеюсь, что это отражается и в среднем балле по единому госэкзамену, и в числе желающих поступить именно в отобранные вузы, включая самых способных, самых подготовленных ребят. Достаточно сказать, что в прошлом году более половины победителей и призёров Всероссийской олимпиады школьников стали студентами именно этих университетов, что само по себе, конечно, отрадно, потому что это означает, что и школьники, и их, естественно, родители, которые так или иначе обеспокоены судьбой своих детей, всё-таки определяют приоритеты того, где учиться. Не просто посылают своё чадо куда-нибудь, где учиться полегче или где легко можно получить образование за деньги, а именно выбирают более престижные и, стало быть, более сложные университеты. Так всегда».

Ещё один важный показатель, который отметил премьер, это – трудоустройство выпускников. «Большинство ведущих университетов руководствуется требованиями работодателей к подбору кадров, использует предоставленные базы для практик и стажировок студентов. Это готовит их к решению практических задач, включая конкретные отрасли и регионы, ну и, конечно, помогает просто найти работу по специальности, нормальную и интересную», - подчеркнул Д.Медведев.

По его оценке, позитивные перемены в развитии университетов связаны и с наукой: «Создано 222 центра коллективного пользования научным оборудованием и экспериментальными установками. Это принципиальный момент, ведь не все вузы имеют собственную базу для проведения исследований. При университетах работает около 800 малых инновационных предприятий, которые мы с вами совместно создавали, в которых довольно большое уже количество и студентов, и аспирантов, и преподавателей трудится. Есть и показатели по выручке от коммерциализации изобретений, они такие, понятно, условные, считать это сложно, тем не менее считается, что в прошлом году эти суммы, суммы выручки от коммерциализации, превысили 2,7 млрд рублей. Есть успешный опыт участия университетов в технопарках, инновационных территориальных кластерах, в различных технологических платформах, скажем прямо, практически ни один технопарк, ни одна технологическая платформа не обходится без коренного, базового университета. То есть, в конечном счёте конкретную отдачу уже получают не только сами университеты, но и наша экономика».

«Результаты в целом, ещё раз подчёркиваю, есть,– считает Глава Правительства,– но, конечно, все лучшие федеральные и исследовательские университеты могли бы играть более активную роль в модернизации высшей школы. Очень важно, чтобы был установлен контакт с другими университетами, развивалась мобильность студентов и преподавателей внутри страны, активно вводились сетевые и электронные методы обучения, целевые наборы, создавались, конечно, условия для обучения студентов с ограничениями по здоровью».

Вторым вопросом для обсуждения на заседании стала информатизация общего образования. За несколько лет в обеспечении компьютерной техникой Россия достигла уровня европейских стран. Однако, ясно, что это далеко не идеальный показатель, и многое зависит от качества компьютеров и интернета.

18