Главный редактор мирового рейтинга университетских интернет-сайтов Webometrics Исидро Агийо провел мастер-класс в НИЯУ МИФИ

25
сентября
2015

23 сентября в НИЯУ МИФИ состоялся семинар «Мировая известность российских университетов в Интернет-пространстве с точки зрения рейтинга Webometrics», организаторами которого выступил наш университет совместно с Проектным офисом 5-100.

В мероприятии, особенно важном для вузов, стремящихся к глобальному лидерству, приняли участие представители ведущих российских университетов: проректоры по стратегическому развитию, администраторы и менеджеры проектных офисов, руководители и сотрудники PR-служб, электронных библиотек, контент-менеджеры англоязычных университетских веб-сайтов. Обсудить вопросы продвижения вуза в рейтинге Webometrics приехали представители ДВФУ, КФУ, МФТИ, НИТУ «МИСиС», ТГУ, НИУ ВШЭ, ННГУ им. Н.И.Лобачевского, НГУ, СГАУ, СПбГУ, ЛЭТИ, ИТМО, МАИ, МИЭТ и других ведущих университетов.

С приветственными словами и пожеланиями успешной работы к участникам обратились ректор НИЯУ МИФИ Михаил Стриханов и директор Проектного офиса Проекта 5-100 Георгий Рудницкий. Чуть позже, прослушав выступление Исидро Агийо, уважаемые члены президиума семинара приняли самое активное участие в дискуссии.

Заместитель исполнительного директора Проектного офиса Надежда Полихина рассказала о применении рейтинга Webometrics при оценке успешности международного продвижения университетов, коснулась особенностей методики расчета показателей. Она отметила, что вузы-участники Проекта 5-100 включили в свои программы повышения конкурентоспособности в качестве дополнительных параметров результативности и этот рейтинг, который оценивает уровень присутствия вуза в глобальном интернет-пространстве. Кратко охарактеризовав критерии оценки вуза по Webometrics, она подчеркнула, что Проектный офис проводит целенаправленную работу по организации прямого диалога российского академического экспертного сообщества с руководством ведущих мировых рейтингов, так как «возможность непосредственного общения вузов с руководителями, методологами, политиками в области рейтинговых стратегий является немаловажной составляющей успешности вуза».

Более подробно о наукометрической компоненте рейтинга Webometrics рассказал начальник аналитического отдела Управления академической экспертизы НИУ ВШЭ Иван Стерлигов. В частности, он рассказал о специфике и особенностях одного из ключевых показателей – «excellence» (или «превосходство»), который оценивает количество публикаций вуза, входящих в 10% наиболее цитируемых работ в рамках направления за 5 лет по базе данных Scopus.

Спикер обратил особое внимание участников семинара на то, что в отличие от рейтинга QS, который перестал учитывать научные работы, в качестве авторов которых указаны представители более десяти смежных организаций, или статьи, где количество авторов превышает 10 человек, рейтинг Webometrics продолжает учитывать эти публикации. Что для нашего университета, где высока доля цитирования публикаций с большим числом соавторов, например, совместных исследований на Большом адронном коллайдере, является крайне важным.

Далее от НИЯУ МИФИ выступил проректор Владимир Ужва. Он поделится опытом продвижения нашего университета в Webometrics, показав динамику представления вуза в данном рейтинге с июля 2013 года. Согласно результатам наш университет занимает стабильно высокие позиции, и по последним данным находится на 4 месте среди российских университетов (или на втором среди вузов-участников Проекта 5-100).

Говоря о дальнейших принципах развития инфраструктуры сайта НИЯУ МИФИ, Владимир Ужва отметил главное, на что необходимо обратить внимание. Это – увеличение количества web-страниц; развитие качественной навигации; увеличение количества контента – развитие существующих сервисов, создание новых сервисов; создание уникального контента, а также расширение научной открытости.

Продолжая тему, представители ведущих вузов России поделились своим опытом продвижения университетов в Webometrics. В процессе обсуждения, присутствующие наметили целый ряд вопросов к представителям рейтинга по методике расчета показателей, которые требовали разъяснения или уточнения. И эта возможность им была предоставлена. Приехавшие на семинар смогли задать вопросы непосредственно главе исследовательской группы Cybermetrics Lab (Webometrics) Исидро Агийо (Isidro F Aguillo).

В своем выступлении Исидро Агийо рассказал о принципах и методологии работы организации, о тех изменениях, которые происходят там, а также дал некоторые практические советы по улучшению деятельности высших учебных заведений, чьи представители присутствовали в этот день на мероприятии.

Лаборатория Cybermetrics занимается количественным анализом Интернета и веб-контента, обращая особенное внимание на тот, который связан с процессами генерации научного знания и научных коммуникаций. Используя количественные методы, лаборатория разработала и применяет индикаторы, которые позволяют измерять научную деятельность в Интернете. Это является прекрасным дополнением к результатам, полученным с помощью библиометрических методов в наукометрических исследованиях. Результаты проведенных исследований публикуются в виде рейтинга Webometrics Ranking of World Universities. При этом Исидро Агийо обратил особое внимание присутствующих на то, что Webometrics ранжирует не сайты университетов, а сами учебные заведения. Вся обширная деятельность Webometrics направлена на развитие так называемых инициатив открытого доступа, чтобы все желающие во всем мире могли пользоваться высококачественными результатами научной деятельности.

Чтобы помочь российским вузам улучшить свои показатели, Исидро Агийо дал рекомендации по направлениям, которые необходимо развивать прежде всего. Первым был отмечен факт, что для того, чтобы попасть в топ-100 университетов мира, необходимо быть крупной образовательной организацией с развитой партнерской сетью, оказывающей большое влияние на окружающую действительность. Весь персонал, весь профессорско-преподавательский состав должен принимать активное участие в развитии Интернет-пространства университета. Требуется повышать открытость вуза путем создания репозитория, в котором должны размещаться все важные и серьезные документы, включая результаты деятельности персонала. Это должно стать одним из главных сокровищ университета. Причем все публикуемые материалы должны быть высококачественными. Необходимо стремиться к повышению уровня издаваемых продуктов, поскольку высокий статус выпускаемой информации подразумевает превосходство исследований, а не просто исследования сами по себе. А это влечет и повышение уровня цитируемости, причем за счет качества, а не количества материалов. Также глава Cybermetrics Lab посоветовал увеличить вовлеченность общества в продвижение вуза посредством активного установления контактов и развития взаимодействия с научными центрами и различными культурно-образовательными организациями, например, предоставляя услуги веб-хостинга. При этом партнерские соглашения должны заключаться не только локально, но и в общемировом масштабе, ведь разработки и достижения университета могут оказаться интересными всему миру. Кроме того, Исидро Агийо отметил важность сферы брендинга, которому необходимо уделять большое внимание, а также приверженности единоначалию в данном вопросе. Заключительные советы касались технических аспектов Интернет-сферы, которые играют немаловажную роль и оказывают влияние на собираемую для составления рейтинга информацию, а также социальных сетей, которые являются неотъемлемой стороной продвижения любого образовательного учреждения в Интернет-среде.

После презентации Исидро Агийо провел практический семинар, где на примере российских вузов продемонстрировал работу различных технологических платформ, используемых, в том числе, при составлении рейтинга Webometrics.

22