22 ноября в День психолога для студентов НИЯУ МИФИ прошла лекция Д.В. Ушакова по психологии интеллекта

01
декабря
2017

Член-корреспондент РАН, заведующий Лабораторией психологии и психофизиологии творчества Института психологии РАН, доктор психологических наук, специалист в области когнитивистики, психологии творчества и одарённости Дмитрий Викторович Ушаков прочитал в НИЯУ МИФИ лекцию по теме «Психология интеллекта».

Лектор рассказал о данных мировой науки о закономерностях мышления человека. Он начал свое выступление с определения базовых терминов, таких как «интеллект» –перевод русского слова «ум», а также рассказал про структуру интеллекта.

Интересный вопрос: может ли интеллект быть один или их много – вербальный, числовой, пространственный и другие его виды? На лекции слушатели узнали о т.н. «позитивной множественности» – явлении, при котором разные стороны интеллекта при их исследовании оказываются связанными между собой. То есть, «если человек умен в чем-то одном, то он, скорее всего, поскольку это вопрос вероятности, будет умен и в чем-то другом». Но некоторые виды способностей, судя по современным данным, оказываются связанными сильнее. Так какие именно?

Дмитрий Викторович предложил слушателям рассмотреть уровни интеллекта, которые измеряют и описывают ученые. Он продемонстрировал структуру интеллекта по Джону Б. Керроллу, опубликованную в 1993 г., которую сравнивают с таблицей Д.И. Менделеева (Carroll, J.B. (1993). Human cognitive abilities: A survey of factor-analytic studies. Cambridge, England: Cambridge University Press). В ней интеллект описывается в виде трех уровней.

Верхний уровень: генеральный фактор интеллекта – именно по нему видно, что все факторы интеллекта соотносятся друг с другом. Далее – широкие факторы, среди которых восемь различных видов интеллекта. Третья часть – узкие факторы, по классификации Керролла их 69, они характеризуют конкретные виды задач. Те мыслительные задачи, которые попадают в один узкий фактор, связаны между собой сильнее всего.

Флюидный интеллект или текучий интеллект – первый вид интеллекта, который выделяют когнитивисты. Он направлен на решение новых задач, позволяет «мыслить здесь и сейчас». К операциям флюидного интеллекта относятся всем известные индукция, дедукция и другие формы анализа данных.

Слушатели попробовали решить разные задания тестов когнитивных способностей (кстати, как указал лектор, словосочетание «тесты IQ» некорректно, так как IQ – всего лишь единица измерения). Так они познакомились с теми видами интеллекта, которые позволяют человеку решить ментальную задачу, даже если он не обладает специальной информацией.

Кристаллизованный интеллект – другой вид интеллекта, он уже подразумевает лексические знания, развитие речи, владение грамматикой, общую культурную осведомленность. Он получается после выполнения задач флюидным интеллектом. Новые данные связываются с уже имеющимися, образуя в итоге эрудицию.

Еще один вид интеллекта – способность к пространственному мышлению, которую слушатели тоже смогли исследовать на собственном опыте. Лектор предложил решить несколько задач из тестов на способность анализировать пространство.

Сомнения вызвал вопрос о таком виде интеллекта, как музыкальные способности, анализ слуховой информации, чувствительность к ритму и абсолютный слух.

Вопрос лектору: Можно ли развить абсолютный музыкальный слух?

Ответ: Это немного другой вопрос. Но и врожденный абсолютный слух, и развитая способность коррелируют с другими показателями по тестам интеллекта. (…) Интеллектуальный потенциал может вкладываться в разные области. И когда он вкладывается в большой степени в музыкальную сферу, это замедляет его вложение в другие виды интеллекта. И для меня это очень интересный вопрос.

Далее лектор рассказал, как все перечисленные интеллектуальные способности реализуются когнитивными механизмами. Сейчас проводятся многие исследовательские программы, посвященные этой теме. Даже появилась забавная фраза, появившаяся в ответ на утверждение «Я есть мой геном» (идея появилась после расшифровки генома человека). Новая идея гласит «я есть мой коннектом» («I am my connectome») – речь о совокупности связей всех нейронов в мозгу. Дмитрий Викторович считает последнее утверждение более правдоподобным.

Какую роль играет интеллект в жизни людей? Есть ли «горе от ума»? Лектор познакомил слушателей с результатами метаанализа, в котором сопоставляются данные статистики. Он рассказал о результатах исследований в США, которые касались соотношения вербальных и математических способностей среди одаренных школьников, студентов и профессуры.

Особенно интересно было узнать разницу между ведущими и обычными вузами. Среди «американских вузов в целом» такое расхождение в способностях действительно есть – уровень интеллекта выше среди профессуры, причем условно «гуманитарии» больше способные к вербальным задачам, а «математики» к числовым. Но на уровне вузов «Топ-50» такое расхождение меньше – то есть при высоком уровне интеллекта профессура пятидесяти лучших вузов США показывает более разносторонне и гармонично развитые ментальные способности, то есть математики с лучшими показателями тестов интеллектуальных способностей обнаруживают там и значительные способности к гуманитарным наукам.

Далее Дмитрий Викторович рассказал об оптимальном уровне интеллекта для политика, о связи интеллекта с экономическими показателями страны и многих других сторонах когнитивных процессов, которые помогают раскрыть важные закономерности нашей мыслительной деятельности.

Благодарим всех слушателей лекции!

Автор: Алена Гуськова

45