Профессор Сегедского университета (Венгрия) прочитал лекцию по истории русской иконописи для студентов и сотрудников университета

21
июня
2016

p14 июня в НИЯУ МИФИ с лекцией на тему: laquo;Иконография как средство выражения богословских представленийraquo; выступил доктор филологических наук, профессор кафедры русской филологии Сегедского университета (Венгрия), профессор кафедры laquo;Историяraquo; НИЯУ МИФИ Валерий Владимирович Лепахин - известный специалист в области изучения иконографии. Лекция состоялась в рамках реализации Международного открытого грантового конкурса laquo;Православная инициатива 2016raquo;./p

pЛекция была посвящена основным проблемам содержания церковного образа, взаимодействия визуального и словесного образа, в частности, работам о пространственных отношениях в иконе академика Б.В. Раушенбаха./p

pВ своем выступлении профессор В.В. Лепахин рассмотрел современные проблемы иконописи. Рассказывая, как в давние времена, во время написания иконы, иконописцы соблюдали пост, священнослужители служили молебны, он затронул тему упрощения создания икон ndash; печати на любой поверхности на станке, штамповку жестяных икон. Иконопись в современности ndash; это в меньшей степени искусство, в большей степени ndash; ремесло. /p

pПо словам специалиста, самый большой вклад, который наша культура внесла в мировую, - это, бесспорно, русская икона и Владимиро-Суздальское зодчество XII века. Художники уровня Репина и Крамского даже в Венгрии были. А такого явления, как русская икона, больше нет нигде. Отношение к иконе во всем православии уникальное: и у русских, и у болгар, и у греков. Греки очень почитают иконы. Ведь Греция пережила эпоху иконоборчества в VIII-IX веках. За 150 лет выстрадала любовь к иконе. Сколько было мучеников! Русь приняла иконопочитание уже в готовом варианте от них./p

pДостоевский писал, что русский народ и Русская православная церковь хранят образ Христов, потому что главное Его образ, а не слово. Он полагал, что католики делают акцент на слове Христовом, а русские на Его образе. Это как бы другой путь: в православии от образа к учению, а в католичестве от учения к образу. Я думаю, для русских выбор православной веры 1025 лет назад был связан с красотой. Вся эта laquo;лепота церковнаяraquo;: мозаики, фрески, иконы, пение. Само учение гораздо легче понять, почувствовать и принять через красоту иконную. С проповедником можно спорить, можно мысленно ему возражать, но когда видишь такую красоту, как Троица Рублева, - не поспоришь и не возразишь. Ты это принимаешь или нет./p

pИкона создана прежде всего для храма. И только потом она пошла в дома православных. Музей в советское время был вынужденной мерой сохранения икон, тех, что удавалось спасти. А сейчас музеи перегружены иконами. В запасниках они как в гробу лежат. А могли бы столько пользы приносить, люди бы на них молились! Получается, что искусствоведы иконы спасли и на этом основании их как бы приватизировали, церкви не отдают. Эту проблему можно постепенно решить. Среди искусствоведов, музейных работников много верующих появилось в последнее времяraquo;./p

pНачальник Культурно-исторического центра laquo;Наше наследиеraquo;, профессор кафедры laquo;Историяraquo; В.А.Македонская, сотрудники и студенты поблагодарили профессора В.В.Лепахина за содержательную лекцию и пригласили прочитать цикл лекций по истории русской культуры в НИЯУ МИФИ./p
iВалерий Владимирович Лепахин в 1972 году получил диплом преподавателя французского и немецкого языков во Владимирском педагогическом институте. С 1977 года живет и работает в г. Сегед (Венгрия). Окончил Будапештский университет по специальности laquo; Русская филологияraquo; и Свято-Сергиевский православный богословский институт в Париже. Доктор филологических наук, профессор кафедры русской филологии Сегедского университета. Опубликовал двадцать одну книгу. В различных научных изданиях опубликовано более двухсот статей на русском, английском, болгарском, венгерском, сербском, украинском, французском, хорватском языках./i

15