В НИЯУ МИФИ состоялась лекция по социальной психологии

02
апреля
2019

20 марта в работе проекта «Академические чтения НИЯУ МИФИ» приняла участие профессор факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор психологических наук Елена Павловна Белинская. Тема ее лекции была посвящена парадоксам социального влияния, роли социальности в формировании личности каждого из нас. Елена Павловна рассказала, как ученые устанавливают закономерности поведения человека в группе, какие проводят эксперименты и как данные этих исследований мы можем применять в обычной жизни.

Большие группы, малые группы, какой-то конкретный человек или даже мы сами – все это влияет на наше поведение, осознаем мы данный процесс или нет. Сюжет, связанный с социальным влиянием – это магистральная дорога в социальной психологии. Система знаний в этой области за последние пятьдесят лет дополнена массой экспериментов и эмпирических данных.

Многие проблемы гуманитарного знания были заявлены еще на заре цивилизации. Так, древние греки говорили, что человек – это существо общественное. И мы не можем игнорировать это определение, потому мы не можем помыслить себя вне других людей. Чуть ближе к нашему времени Зигмунд Фрейд, будучи ориентированным на анализ исключительно внутренней жизни человека, первый в истории психологии показал, что эта жизнь немыслима без конфликта. Поэтому, если вас какая-то внутренняя противоречивость – так и должно быть для развития человека, внутренний конфликт суть двигатель в нашем пути. При этом кто-то Другой всегда оценивается нами как объект: как идеал, сообщник или противник. Очень часто влияние Другого очень часто остается для нас непонятым, уходя на глубину бессознательного. С этой точки зрения психология личности, по сути, изначально является социальной психологией.

Логика развития проблематики социального влияния в работах ученых:

  1. Поведение большой неорганизованной группы, толпы, массы. Именно с изучения феномена поведения людей в больших группах началось изучение влияния социального на индивидуальное.
  2. Влияние немногочисленных других, которые просто посторонние, находятся рядом с человеком, не стремятся изменить его, но все же перемены в индивидуальном поведении происходят.
  3. Воздействие группы, с которой мы осознаем свою общность, с которой идентифицируем себя. Здесь различают влияние большинства и меньшинства
  4. Изучение того, как влияет один человек.
  5. Влияние случайных факторов. Это особенно интересный раздел, так как сегодня социальная психология изучает не только влияние т.н. сильных социальных ситуаций, а проводит анализ слабых воздействий, когда на нас влияет что-то незначительное. Часто такое влияние оказывается больше, чем предполагалось ранее.

Человек в стихийной толпе

Исследования поведения человека в группе начались в конце XIX века в Западной Европе, причем не в рамках психологии, а в рамках социологии. Тогда это была наука с некоторыми амбициями на построение точного научного знания по образцу естественных наук, которые были весьма уважаемыми. Так, социологи устанавливали закономерности влияния социального на индивидуальное. Появилась работа французского социолога Г. Тарда «Законы подражания», в ней он впервые сказал, что в больших социальных группах есть три закона: заражения, внушения и подражания. У него не было никаких эмпирических доказательств, потому что ученые не умели тогда проводить исследования в рамках гуманитарного знания. У него были просто-напросто наблюдения за разными событиями и анализ литературных источников. За минувшие сто лет ученые все также пытаются найти четвертый механизм. До сих пор они в этом не преуспели. Пока все, что известно о влиянии больших неорганизованных групп, укладывается в «триаду» Г. Тарда.

Прошло немного времени. Другой человек, Гюстав Лебон, врач по образованию, у которого сложилась удивительная судьба, написал в 1895 году маленькую книгу – теперь это одна из самых читаемых книг на русском языке сегодня, есть в Интернете в свободном доступе, это легендарная «Психология масс». Ее довольно быстро перевели на русский язык и меньше, чем через полгода она получила в царской России статус «Для служебного пользования», большая часть тиража была уничтожена. Эта книга повлияла на всех ключевых политических лидеров XX столетия, хотя она написана просто, литературно, художественно, и еще можно сказать, бездоказательно, потому что Лебон был гениальным наблюдателем. Вообще в науке не всегда нужны эксперименты, иногда достаточно посмотреть открытым непредвзятым взглядом.

Благодаря Г. Лебону были открыты три закономерности, сейчас все три имеют эмпирические подтверждения:

а) Одной из черт поведения человека в толпе становится повышенная эмоциональность. Вывод: с большой неорганизованной группой людей нельзя говорить на языке разума. С ними нужно говорить на языке чувств, желательно тех чувств, которые они испытывают или должны испытывать. И действительно, XX век был веком эмоционально заряженных массовых шествий. Лебон закончил в 1895 году свою книгу словами: «Пылающий XX век будет веком толпы», он имел ввиду возрастающую роль больших стихийных групп.

б) Попадая в толпу, каждый человек становится более свободным и раскованным в движениях. При управлении такой группой нужно задать ритм и вектор этого движения. Отсюда вся ритмизация стихийных групп в XX веке. Отсюда речевки, марши, скандирования и т.д.

в) В толпе каждый человек снижает уровень личной ответственности. Если нужно управлять такой стихийной группой, нужно сказать, что эта ответственность лежит на лидере и задать цель. Многие события недавней истории и результаты исследований многократно подтвердили эту закономерность.

Единственное, о чем Лебон не сказал – кем конкретно должен быть вождь, лидер этой группы. На этот вопрос попробует ответить Зигмунд Фрейд в работе «Психология масс и анализ человеческого "Я"». Он скажет, что это гипнотизер и внушатель по Тарду, вождь по Лебону, лидер – сказали бы мы сегодня, выдвигается группой. Он им является не сам по себе, не благодаря своим качествам. Он избирается окружающими его людьми, потому что служит моделью идентификации, на него хочется быть похожим – не потому, что он прекрасен (он может быть ужасен), а потому что он в максимальной степени соответствует ценностям этой группы на данный момент.

Человек в небольшой группе

Теперь понятно, что толпа действует на человека деперсонизирующим образом. А что, если людей вокруг мало и они никак не пытаются на вас влиять? Это т.н. группы простого соприсутствия. Может, у каждого возникала ситуация работы под чьим-то присмотром. Впервые факт того, что мы меняем свое поведение и немного меняемся сами просто от того, что кто-то рядом, описал Норман Триплет. Далее проводились эксперименты, в которых людям предлагалось выполнить простую задачу (например, собрать небольшую деревянную модель по чертежу) в одиночестве либо в присутствии других людей. Выяснилось, что под присмотром задание выполнялось быстрее, но с ошибками. Этот феномен ученые назвали эффектом социальной фасилитации.

При выполнении сложной задачи (например, при ответах по ассоциации, в которых оценивалось время реакции и оригинальность ответа) увеличилось время ответа и снизилось качество результата (в эксперименте Олпорта в середине XX века). Сейчас при повторе этих экспериментов норма поменялась – есть ярко выраженный крен на больший индивидуализм, на меньшее следование социальному давлению: когда человека просят дать ассоциацию, он думает медленнее, но старается дать более нетривиальный, необычный ответ. Это социальное влияние других меняется. Но факт замедления деятельности при выполнении сложной задачи в присутствии других доказан, он называется социальной ингибицией.

Задача, поставленная в присутствии Другого, вызывает у нас некоторую активизацию, не всегда полезную для результата. Когда мы ставим задачу сами себе, мы действуем более критично и вдумчиво, больше ориентируемся на свой темп. Если же есть другие люди, то в простой задаче мы начинаем торопиться, а в сложной замедляться – и в любом случае возможны ошибки. Вывод: не решайте сложные задачи в присутствии других.

Поведение человека в коллективе

Елена Павловна в своей лекции рассказала о таких особенностях действий людей в ситуации совместной работы, которые не были очевидны для слушателей, хотя они могли догадываться о таких феноменах раньше. Оказывается, что в коллективе каждый человек склонен снижать уровень индивидуальных усилий – это называется феноменом социальной лености. Что же можно сделать с группой, чтобы люди при работе не ленились? Во-первых, нужно дать увлекательную задачу. Во-вторых, эффективность работы усиливает ощущение соревнования с неким другим коллективом (даже если соперник не подозревает о соревновании). При этом особенно хорошо на результат работы влияет наличие в группе дружеских отношений. Поэтому при распределении задач руководитель должен учитывать, что в группе друзей люди склонны лениться меньше. Наконец, если участники проекта не считают друг друга полностью надежными – они склонны проявлять бóльшую ответственность и эффективность.

Также слушатели узнали о влиянии на отдельного человека мнения большинства либо меньшинства, изучению которых были посвящены работы Соломона Аша (его эксперименты многократно повторялись, данные подтверждены), а также других ученых. Елена Павловна подробно осветила вопрос проявления конформности в поведении человека (Конфо́рмность — изменение в поведении или мнении человека под влиянием реального или воображаемого давления со стороны другого человека или группы людей). Оказывается, этот феномен довольно сложен, имеет разные основания и факторы, при этом доказано, что поведение человека под давлением (реальным или воображаемым) меняется кардинально, люди даже могут начать иначе воспринимать цвета (о чем говорит интереснейший «сине-зеленый эксперимент» С. Московичи). Ученые также доказали, что длительность давления большинства имеет влияние, поскольку люди привыкают подстраиваться.

Но меньшинство тоже может изменить поведение большинства, при этом основной фактор – устойчивость позиции, уверенность в своей правоте. Изучение этих аспектов поведения крайне важны при внедрении инноваций на производстве, поскольку инновационный стимул всегда задает меньшинство. Эти люди должны быть похожи (вербально и даже внешне), быть абсолютно уверены в своей позиции и обращаться к распространенным ценностям – тогда давление большинства будет снижаться.

Таким образом, лекция профессора Белинской оказалась не только познавательной, но и применимой в практике повседневной жизни. Многие слушатели после окончания выступления остались, чтобы задать свои вопросы и побеседовать с лектором.

38