5 апреля в НИЯУ МИФИ с лекцией выступит академик РАН, директор Института философии Российской Академии наук Абдусалам Абдулкеримович Гусейнов

5 апреля (вторник) в 16:30 в конференц-зале 3-го этажа состоится лекция директора Института философии Российской Академии наук, академика РАН, заведующего кафедрой этики МГУ, доктора философских наук Абдусалама Абдулкеримовича Гусейнова на тему «Золотое правило нравственности» в рамках «Академических чтений НИЯУ МИФИ».

А.А. Гусейнов – инициатор и ответственный редактор ежегодника «Этическая мысль», «Библиотеки этической мысли», изданий трудов И. Канта, М. Оссовской, А. Швейцера, А. Шопенгауэра. Ведёт публицистическую и научно-популярную работу, соответствующие материалы собраны в сборниках статей «Язык и совесть», «Философия, мораль, политика». Является членом Президиума Российского философского общества, редколлегий журналов «Вопросы философии» и «Философские науки», ряда научных советов, членом экспертной комиссии РСОШ по комплексам предметов «Гуманитарные и социальные науки». Награждён дипломом ЮНЕСКО (1996) с вручением медали Махатмы Ганди «за выдающийся вклад в развитие толерантности и ненасилия». Лауреат Государственной премии Российской Федерации в области науки и техники (2003). Почётный доктор СПбГУП (2008).

О лекции:

Современная интеллектуальная ситуация, когда под сомнение ставится решающая роль морального измерения человеческого бытия, не является случайной. Она глубоко укреплена в традициях европейской культуры. В лекции это будет показано на примере того, как в истории философии решалась проблема взаимоотношения морали и разума.

В пределах рационально обосновываемой морали нет аргументов, которые бы запрещали Калигуле отдавать граждан на растерзание диким зверям, а Нерону – поджигать Рим. Именно это в конце концов погубило античную культуру и заставило Афины пойти на поклон к Иерусалиму.

Для того, чтобы поставить заслон губительному гедонизму и надежно гарантировать моральную добродетель, надо было найти для нее иные, более прочные и незыблемые основы, чем те, которые предлагал познающий разум. Античность нашла их в религии маленького восточного народа, затерявшегося во владениях великой империи.

Христианство исходит из совершенно другого образа человека, оно предполагает в нем нечто такое, что не умещается в эмпирические границы мира и не может быть предметом положительного знания.

В настоящее время, по всему похоже, ситуация коренным образом изменилась или, по крайней мере, изменяется. Моральная критика цивилизации сменяется цивилизационной критикой морали. Так, например, все более широкое распространение получает взгляд, согласно которому мораль является одной из форм социальной жизни наряду со многими другими и потому ее универсалистские претензии признаются чрезмерными. Сегодня экзотической фигурой является не тот, кто отрицает моральные критерии, а тот, кто признает их абсолютность. И сегодняшний Руссо не стал бы писать трактат на тему «Способствовало ли развитие наук очищению нравов». Он бы просто сказал, как один из западных профессоров, что в модели современной науки этика играет такую же роль как велосипедный тормоз на межконтинентальном самолете.

Цитаты:

«Западные коллеги, которые очень часто приезжают в наш институт, считают, что как раз у нас больше интереса к философии. Во всяком случае, наш институт философии всегда был для них предметом зависти в том смысле, что здесь созданы условия заниматься свободно философской работой во всех направлениях. Мы имели возможности принимать наших иностранных коллег, вести дискуссии.

«Человека не приходится принуждать и даже учить тому, что значит счастье, личное благополучие. Удовольствия, богатство, власть, успехи и прочие слагаемые счастливой жизни продолжают природные желания индивида и культивируются всем устройством цивилизации.

Иное делонравственное служение. Оно не так очевидно. Как считал Швейцер, утеря этических ориентиров,основная причина упадка культуры, – объясняется их недостаточной укорененностью в мышлении. Мораль должна быть не просто горячо воспринята, но еще и глубоко обоснована. Швейцер искал такую элементарную формулу морали, которая бы не поддавалась софистическим искажениям, и которую нельзя было бы нарушать с чистой совестью. Он нашел ее в принципе «благоговения перед жизнью». Только признание святости жизни во всех ее формах и проявлениях придает нравственную соразмерность человеческой деятельности, гарантирует здоровое развитие культуры и согласную жизнь и обществе – таков основной завет Альберта Швейцера.

Приглашаем всех желающих на лекцию академика Абдусалама Абдулкеримовича Гусейнова, которая обещает быть весьма интересной и познавательной; всем участникам представится возможность пообщаться с ученым, а также задать интересующие вопросы.

04.04.2016
47