Александр Гармаш: «Посвящение в лицеисты – незабываемо»
Многие сотрудники НИЯУ МИФИ – выпускники лицея 1511, который 29 октября торжественно отметит свое 40-летие. Своими воспоминаниями делится выпускник лицея 1997 года, директор ИФИБ НИЯУ МИФИ, кандидат технических наук Александр Александрович Гармаш.
- Александр Александрович, как вы оказались в лицее, откуда узнали о нем?
- Сначала я выбрал родителей, а потом родители-мифисты выбрали, куда мне поступать – в МИФИ. Поэтому в 9 классе я пошел на подготовительные лицейские курсы, запомнившиеся мне прежде всего преподаванием Сергея Васильевича Киреева – это первый преподаватель из МИФИ, с которым я познакомился и которого всегда вспоминаю с благодарностью, мой «папа» в математике. Курсы полностью оторвали от школьной программы, математикой и физикой в школе уже не занимался, это было неинтересно: сдавая выпускной экзамен по математике в 9 классе, я решил вариант себе и еще для половины класса. Система подготовки на курсах была выстроена так, что в лицее уже было достаточно легко учиться, шока от перехода из обычной школы не было. А главное, что дал уже сам лицей: ты понял, как будут учить в вузе. И первые семестры в МИФИ для обычных школьников были шоком, а для лицеистов – нормой.
- Тем не менее начало учебы в лицее помните?
- Да, момент поступления в лицей был эмоциональный, знаковый: я отлично помню себя на первой моей линейке 1 сентября. Потом еду в автобусе и думаю: «Я – лицеист!» И потом – оп! – тебе уже 40 лет…
Посвящение в лицеисты – незабываемо. Это был двухдневный турпоход в Подмосковье, с палатками, соревнованиями, полосой препятствий, которую накануне ночью для нас построили одиннадцатиклассники с преподавателями.
- Особенности образовательного процесса в нашем лицее?
- Обучение в лицее очень похоже на институтское, оно давало глубокое понимание физики, математики и других предметов тоже, кстати. И это не были стандартные лекции: помню, как преподаватель физики Елютин разрешил моему однокласснику выразить один физический процесс, который тот не мог описать словами, в танце.
- А вам приходилось так «выражать» физику?
- Нет, я был просто хорошистом. Мы учились много, но и развлекаться успевали. Тогда Интернет только начинал развиваться, появлялись сетевые игры, и мы резались по модему в Command & Conquer сразу после лицея и до шести утра… Но экзамены выпускные я сдал хорошо, а тогда они одновременно являлись и вступительными в МИФИ. И попал как раз туда, куда хотел, – на кафедру электроники. Первую сессию практически не сдавал, так как получил много «автоматов», после лицея это было несложно. Из 50 человек в группе коллоквиум на кафедре сдали только двое, один из них – я. Закончил МИФИ уже с красным дипломом.
- Что самое важное дал лицей?
- Фундамент. Методологию решения задач и необходимый аппарат для этого. Причем это касается не только науки.
- Кто был самым любимым преподавателем там?
- Как и в МИФИ потом, сложно кого-то выделить, у всех был настолько высокий класс… Тем более что многие преподаватели лицея одновременно преподавали и в МИФИ. Скажем так: нелюбимых не было. Даже жесткий преподаватель математики на первом курсе, которого мы тогда не любили, был, как я сейчас понимаю, прав, и ему можно только спасибо сказать.
- Одно яркое воспоминание из лицея, пожалуйста.
- Очень классные булочки там были на обед, мы старались по две ухватить, когда дежурили... Вообще, у нас был очень дружный класс, мы ездили все вместе отдыхать на даче друг к другу, гуляли толпой, вместе занимались компьютерами, вместе ездили на олимпиады и тусовки – «ботаниками» не были. Помню, как к нам по школьному обмену приехали девочки из Англии, жили в наших семьях. Мы их водили по Москве, на Красную площадь – там пришлось им объяснять, что елки и кусты вокруг Кремля нельзя использовать по нужде… «Движухи» было полно, да и время было своеобразное – 90-е годы. Представьте, что тебя подвозит из лицея отец одного из одноклассников, а у него в машине лежит автомат Калашникова…
- Когда вы в лицее были последний раз?
- Да вот недавно лекцию там читал.
- Новое поколение лицеистов отличается?
- Каждое поколение имеет свое лицо, все разные. Но есть одно важное отличие: мы учились у тех, кто придумывал теории и писал фундаментальные книги, и учились мы сами, получая информацию практически из первых рук. Сейчас в ходу программно-аппаратные средства, компьютер за тебя все подсчитает, даст ответ на любой вопрос, лекции можно не конспектировать, а посмотреть на видео… Это меняет восприятие и размывает знания. Мне не хотелось бы, чтобы сегодняшние лицеисты обладали поверхностными знаниями. Сидеть не за компьютером, а за книгой или учебником с ручкой в руках, до ночи, решать задачи самому – это надо, это важно, это дает знания другого качества. Поэтому, дорогие лицеисты, читайте книжки, решайте задачи своей головой, без Интернета, чаще пользуйтесь ручкой и бумагой!
- Подведем итог. Лицей – это…
- Лицей – это круто! Реально круто, прям огонь! Ты еще свободен, ты в ожидании чего-то в большой жизни, ты еще ребенок, но в тоже время – уже почти взрослый, и взросление в лицее, как и студенчество, я могу назвать лучшими годами в моей жизни.