Карта будущего и прогнозы экспертов форсайт-сессии СарФТИ НИЯУ МИФИ

25
февраля
2021

16-17 февраля в детском технопарке Кванториум «Саров» на территории Технопарка «Саров» состоялась Межрегиональная научно-практическая конференция «Дополнительное образование 2021: вызовы и успешные практики».

Поводом для методической конференции послужило подведение итогов первого года работы детского технопарка Кванториум «Саров». Участниками мероприятия стали преподаватели и наставники представители организаций дополнительного образования города Сарова и представители Кванториумов различных регионов страны.

СарФТИ НИЯУ МИФИ выступил партнёром мероприятия и организовал одну из самых востребованных площадок конференции форсайт-сессию «Информационные технологии в образовательном процессе». Заместитель руководителя СарФТИ Тимофей Соловьев на открытии выступил с приветственной речью, обращённой к коллегам-участникам. Члены делегации СарФТИ НИЯУ МИФИ подготовили выступления и демонстрационный стенд с информацией о вузе, а также поделились с коллегами и гостями конференции наработанным опытом и приняли участие в дискуссиях. Студенты СарФТИ, как сотрудники Кванториума «Саров» и наставники детского технопарка, также стали участниками площадок конференции.

Руководитель WEB-студии полного цикла, студент магистратуры СарФТИ НИЯУ МИФИ, дважды финалист Volga`IT (2016, 2019), победитель хакатона «Собери Универститет 2035» Никита Вешняков подготовил для коллег доклад по эффективному селф-менеджменту и сервисах, помогающих в самоорганизации и систематизации образовательного процесса. Старший преподаватель кафедры общей физики Евгений Косяк и координатор проектов развития, эксперт в области профориентации Андрей Додин выступили экспертами в форсайт-сессии.

Форсайт-сессия СарФТИ по прогнозированию будущего прошла при участии экспертов из шести городов – Севастополя, Нижнего Новгорода, Вознесенского, Арзамаса и Сарова. Перед началом обсуждения были представлены доклады о практике использования в образовании современных технологий: телеграм-ботов, виртуальной реальности и специальных интерактивных сервисов, позволяющих поднять мотивацию к обучению и сам уровень эффективности дистанционного обучения. После обсуждения докладов участники сессии приступили к  выявлению прогнозов влияния новых информационных  технологий на образование. В результате конструктивных споров о главных вызовах и изменениях в образовании, которые готовит обществу будущее десятилетие, группа экспертов представила «карту будущего» с демонстрацией важных трендов и явлений.
Дискуссия получилась очень интересной и насыщенной впечатляющими прогнозами. Эксперты форсайт-сессии «Информационные технологии в образовательном процессе» сформулировали следующие тезисы. Во-первых, у
прощение доступа к лучшим знаниям и практикам будет продолжаться, будут появляться новые образовательные сервисы и расти число образовательных программ всех видов, но найти действительно ценные знания будет всё сложнее. Во-вторых, будет наблюдаться усиление влияния сообществ, а также корпоративных интересов на образовательную повестку. Именно самоорганизующиеся сообщества и HR-департаменты крупных компаний станут заказчиками индивидуальных траекторий, появятся сервисы, помогающие обучающимся понять ожидания будущих работодателей. В-третьих, усложнение системы знаний, развитие кросс-дисциплинарных проектов  приведёт к удлинению образовательных траекторий во всех сферах и необходимости не менять профессию в угоду рынку, а дополнять уже имеющуюся профессию смежными или более углублёнными знаниями. Следовательно, учиться будем всю жизнь. В-четвёртых, существенное влияние на образовательный процесс окажет появление новых форматов дистанционного и командного образования. Новые информационные технологии позволят быстро создавать и обучать распределённые команды, которые будут более динамичны и востребованы, чем отдельные универсальные специалисты или корпоративные структуры. Развитие систем автоматического синхронного перевода и SMART-контрактов, позволят востребованным специалистам легко мигрировать между проектами. Вузы же будут вынуждены трансформироваться под новые требования рынка труда и вводить новые форматы обучения – в приоритете окажутся краткосрочные прикладные курсы, знания из которых быстро можно превращать в способ заработка.

 

63