МИФИ открыл школьникам двери в науку
Около 300 учеников из 15 школ Москвы посетили мастер-классы и экскурсии в НИЯУ МИФИ в ходе общероссийской акции «На острие науки», организованной в рамках Года науки и технологий. Её цель — популяризировать науку, дать школьникам и их родителям полное представление о том, чем занимаются учёные.
В течение двух дней для старшеклассников профильных школ в МИФИ проходили мастер-классы по направлениям «Атомная наука и техника», «Лазерные и плазменные технологии», «Биомедицина», «Основы машинного обучения», «CTF- Основы информационной безопасности», «Робототехника и VR», «IT системы», «Нанотехнологии». Также школьники посетили лаборатории МИФИ и смогли буквально «прикоснуться» к науке — увидели, как работают исследователи, взглянули на научное оборудование и узнали, как проходят эксперименты.
На мастер-классе «Атомная наука и техника» ребятам дали возможность почувствовать себя настоящими учеными-ядерщиками. Школьники выполнили виртуальные лабораторные работы: определили критические размеры уран-графитового реактора, выяснили, возможно ли создание энергетического реактора, чья активная зона состоит из урана природного изотопного состава и обыкновенной воды.
Во время экскурсии в Научно-образовательный центр «Невод» ребят впечатлили масштабы водного детектора, удивили новые знания о космических частицах и методах их регистрации. Школьники узнали, как ученые и студенты МИФИ изучают широкие атмосферные ливни, как работает установка для распознавания грозовых аномалий УРАГАН и почему до сих пор никто не разгадал «мюонную загадку».
Для старшеклассников сразу нескольких школ молодые ученые Института ЛаПлаз провели мастер-класс, посвященный лазерным и плазменным технологиям. Ребята посетили научно-лабораторный комплекс, увидели экспериментальный токамак, который создали сами студенты МИФИ. Школьникам показали самые передовые разработки мифистов — плазменные и ионные ракетные двигатели, сверхвысоковакуумный комплекс анализа поверхности MULTIPROBE MXPS. Также школьники приняли участие в проектной практике по созданию марсохода «Покори Марс».
Школьники биомедицинского направления на мастер-классе узнали о вспомогательных репродуктивных технологиях, научились работать с микроскопом и интерактивным анатомическим столом. Ребята сделали послойные изображения объектов на симуляторе МРТ — уменьшенной копии настоящего томографа, попробовали работать на аппарате LingWAVES, который умеет определять характеристики голоса человека.
Ученики «Цифровой школы» при ГМЦ ДОНМ активно участвовали в мастер-классах, посвященных информационным технологиям. Преподаватели ИИКС и ИФТИС рассказали школьникам об основах машинного обучения, которые они смогли тут же применить на практике, написав свою первую нейронную сеть. Член CTF-команды SPRUSH Тимофей Мищенко рассказал ребятам о соревнованиях по информационной безопасности – CTF и пригласил к участию в них. Школьникам рассказали о различных видах задач по этой теме, научили осуществлять информационные атаки и отражать их.
На мастер-классе, посвященном робототехнике и технологиям виртуальной реальности (VR), школьники узнали, как готовят инженеров четвертой научной революции — специалистов широкого профиля, участвующих в разработке кибер-физических систем. Ребятам рассказали, что в МИФИ школьники имеют возможность выполнять собственные проекты — создавать роботов, писать программы, участвовать со своими разработками во Всероссийских конкурсах. Важно, что знания можно применять сразу на практике – создавать и тестировать устройства вместе с индустриальными партнерами.
На экскурсии в ИИКС школьники из школы Марьино и школы 641 им. С. Есенина узнали больше о работе с сетями Wi-fi, с картами RFID, о разработке мобильных игр, радиоперехвате и радиолюбительстве, реализации технологий будущего в области финансового мониторинга, Big Data и интеллектуальном анализе в сфере экономической безопасности, анализе связей в социальных сетях.
«Это самое интересно — самим вот здесь создавать будущее», — признались школьники после мастер-класса.
Создают будущее и в Наноцентре МИФИ. Здесь, в специальных «чистых» лабораториях ведется разработка электронной компонентной базы. Школьники увидели, как ученые работают в лаборатории масс-спектрометрии, в Центре экспериментально-прикладной электроники. Учащиеся познакомились с молодыми учеными и студентами, которые занимаются перспективными устройствами, новой архитектурой электронных компонентов, применением новых материалов для более быстрых и компактных приборов. В рамках мастер-класса школьники смоделировали полный технологический цикл создания наноэлектронных структур.
Часть ребят уже заинтересовались научной работой. Для того чтобы стать исследователем, им можно не ждать окончания школы: в МИФИ есть возможность для школьников участвовать в настоящих исследовательских проектах и экспериментах, представлять результаты своих работ на всероссийских и международных конкурсах.