Алла Савченко: «Жизнь в науке особенная и безграничная»
НИЯУ МИФИ – давно уже не только атомный вуз, среди новых направлений, развивающихся в университете – биофизика и биомедицина. Сегодня среди ученых, работающих в НИЯУ МИФИ – не только физики, но и люди с базовым медицинским образованием. Наш собеседник - Алла Савченко, кандидат медицинских наук, заведующая кафедрой промышленной фармации ИФИБ, руководитель программы магистратуры "Химические технологии лекарственных средств". Интервью к приурочено к Международному дню женщин в науке, который отмечается 11 февраля.
- В начале - наш традиционный вопрос: как вы выбрали научную карьеру?
- Вообще, мое базовое образование - медицинское. Во время учебы, когда я занималась в научных кружках, наиболее интересной для меня была фармакология. Впоследствии я осталась на кафедре клинической фармакологии под руководством академика РАН Владимира Григорьевича Кукеса. Там моя работа была посвящена изучению особенности фармакокинетики лекарственных средств и разработке новых лекарственных препаратов на доклиническом и клиническом этапах. После аспирантуры я и осталась в науке.
- Тема у вас осталась та же?
- Да, только немного расширилась: разработка лекарственных препаратов, начиная с самых начальных этапов и вплоть до получения разрешения на медицинское применение. Среди научно-исследовательских проектов есть и оригинальные лекарственные средства, прошедшие все этапы и получившие регистрационное удостоверение средства для медицинского применения. Один из последних препаратов - это новый оригинальный антикоагулянт, относящийся к группе прямых ингибиторов Xa-фактора.
- А как, работая в медицинской сфере, вы «встретились» с МИФИ?
- Жизненный цикл лекарственного препарата, разработка и внедрение медицинских изделий требуют междисциплинарного подхода. В моей профессиональной деятельности необходимо плотное взаимодействие между химико-фармацевтическим производствами и научными специалистами в разных сферах, в том числе инженерами и математиками. Когда занимаешься научными разработками, трансфером технологий, тем более разработками, связанными с радиофармацевтическими лекарственными препаратами, контакты с инженерно-физическим вузом были закономерны. Я пришла сюда преподавать фармакологию и получилось так, что здесь и осталась.
- В тех научных исследованиях, которыми вы занимаетесь – в какой их части особенно важны специфические возможности МИФИ?
- У нас в ИФИБ есть медицина, есть биология, есть инженерия, это обеспечивает междисциплинарный подход. Здесь сложилось уникальное сочетание инженерных проектов в области биомедицины, ученых, имеющих медицинские компетенции, в том числе и практический опыт, а также специалистов в области разработки и госрегулирования, что дает возможность выведения на рынок новых разработок для медицины, в том числе с использованием новых средств доставки. Здесь сочетается фундаментальная наука и ее практические приложение. Мы можем довести разработку до ее практического применения. Несмотря на то, что это наука, для перевода разработки в практическое русло нужны тоже определенные знания, возможности, эксперименты, доказывающие, что препарат эффективен и безопасен, и мы вместе над этим работаем.
- Какие ваши научные планы на 2023 год?
- Мы продолжаем и расширяем работу с радиофармацевтическими лекарственными средствами, занимаемся новыми разработками медицинских изделий, которые планируем довести до разрешения к медицинскому применению и промышленного производства.
- На ваш взгляд для женщины естественна роль ученого?
- Абсолютно. В свое время мой научный руководитель говорил: у нас нет мужчин и женщин, у нас есть научные сотрудники. С одной стороны - это права, а с другой стороны - это обязанности. Мы всегда должны были делать свою работу, заниматься экспериментами наравне с мужчинами, в тех сферах, в которых интересно конкретно этому ученому. У нас так и есть. Мы все работаем в научных коллективах. Хочется отметить, что любых, даже самых великих женщин всегда поддерживали мужчины. Мы все – научные сотрудники, люди, которые любят науку, которым интересно довести все до конца. Хотя, когда ты доходишь до конца – понимаешь, что можешь начать что-то с начала. Жизнь в науке - особенная и безграничная.