Александр Вавренюк: «Я опять пошел учиться»

04
декабря
2023

Мы продолжаем цикл публикаций о «Лучших преподавателях МИФИ по мнению студентов»– по результатам опроса, прошедшего недавно в НИЯУ МИФИ. Сегодня вы узнаете о правилах жизни к.т.н., заместителя начальника учебного отдела ИИКС, доцента кафедры компьютерных систем и технологий Александра Вавренюка – он читает нашим студентам дисциплины «Операционные системы», «Программирование», «Архитектура операционных систем».

«На первой лекции я сразу говорю: если человек плавать не умеет, а его кинут в воду, то он либо научится плавать, либо утонет. Так и с программированием – либо научитесь программировать, либо не будете учиться в МИФИ. Такие вот экстремальные методы воспитания. Двойки я ставлю редко, но знания требую».

«Чем программист от математика отличается? Ставим задачу – нужно вскипятить чайник с водой. Математик решает ее в два шага: налить в чайник воды и поставить на нагревательный прибор. Программист действует также. А теперь изменим условия задачи: в чайнике уже есть вода. Что делает программист? Берет чайник и ставит греться. А математик сначала выливает воду, и возвращается к предыдущей задаче: наливает новую, ставит на плиту. Какой вывод? У математика более формальный подход, а программист ближе к жизни всегда, ведь любая программа, в конечном счете, обслуживает нужды человека».

«Спящего студента не бужу – может, у него ночная смена была, и он устал, может, он подрабатывает где-то. Пусть спит. А результат слушания лекций я всегда вижу, когда они лабораторные пишут. На лекциях иногда задаю им вопросы, чтобы «сообща» прийти к какому-то общему выводу, они что-то отвечают, а потом все-таки самому приходится формулировать – ну, ничего страшного… Бывает, что студенты пишут программы по маршруту «Из Москвы в Петербург через Владивосток», но они же пока только учатся, это нормально».

«Самое трудное в работе преподавателя – объективно оценить знания. Крайние случаи определить легко – всё знает на «отлично» или не знает совсем ничего. А вот понять, к какой оценке он ближе – к 3 или 4, к 4 или 5 – иногда сложно. На 45 или на 48 баллов он ответил? Ставлю немного побольше, чтоб не мучить».

«Первая сессия после школы – стресс и для студентов, и для преподавателей. Для студентов большое испытание потому что вроде за первый семестр особо ничего не спрашивают, а потом – раз! – и надо уже всё знать, и все долги по лабораторным быстро закрыть. А для преподавателя это стресс, потому что интенсивность работы резко повышается. Обычно я принимаю пять человек за одну пару лабораторной работы, а с «хвостами» – 20 человек: есть, конечно, разница».

«Идеальный студент тот, который все вовремя сдает, не накапливает долги, а учится в течение семестра. Сам я был средним студентом – между плохим и идеальным. Напрягался под конец семестра, но двоек не было. А под конец обучения оказалось, что у меня диплом с отличием».

«Только став преподавателем, понимаешь, что, когда ты был студентом и сдавал экзамены на «отлично», ты все равно ничего там не знал».

«Учиться нужно всегда, и студентам нужно отходить от мышления, которое воспитывает ЕГЭ – это мышление шаблонами, а в вузе нужен творческий подход. Ведь кто лучше всего сдает ЕГЭ по математике? Не тот, кто лучше всех знает математику, а тот, кто натаскан, кто хорошо знает, как сдавать ЕГЭ. Поэтому, как ни банально будет звучать, желаю нашим студентам учиться, учиться и еще раз учиться. Я, кстати, сам недавно пошел в магистратуру по юриспруденции, на программу «Правовая аналитика» – хочу в законах хорошо разбираться. Это интересно, я же технарь, а теперь узнаю, и что такое гуманитарное образование. Заодно и со стороны студента посмотрю на образовательный процесс. Так что я теперь первокурсник».

339