На Всемирном фестивале молодежи обсуждают проблемы образования и науки
Сегодня в Сочи начал работу Всемирный фестиваль молодежи 2024. Значительная часть его программы посвящена образованию: его доступности для молодежи, его содержанию и возможности использовать полученные знания на практике, а также актуальным направлениям науки. Госкорпорация "Росатом" - один из генеральных партнеров фестиваля, а представители НИЯУ МИФИ активно участвуют в мероприятиях форума.
Владимир Шевченко выступает на панельной дискуссии, посвященной глобальному сотрудничеству в сфере образования
Первый день фестиваля посвящен осмыслению темы "Ответственность за судьбы мира", и не случайно, что Росатом стал организатором нескольких дискуссий на эту тему. Первая из них - "Глобальное сотрудничество в сфере образования и науки: развитие потенциала международной молодежи в современном мире". Россия сегодня - лидер глобального ядерного образования, но каким оно должно быть для устойчивого развития будущего?
В начале дискуссии гостям фестиваля предложили выбрать несколько важных принципов современного образования, которые, на их взгляд, являются главными. Больше всего позиций в облаке тэгов по результатам голосования заняли различные soft skills, в первую очередь коммуникативные и командные. После выступления министра образования Республики Зимбабве Амона Мурвира, напомнившего о необходимости прежде всего доступности образования для огромного количества жителей планеты Земля, главным тегом стала "Доступность".
Участник дискуссии, ректор НИЯУ МИФИ Владимир Шевченко так прокомментировал это: "Тег "STEM" не был в числе важных, но все-таки какое-то количество участников его назвали, как и тег "трудолюбие". Значит, у нас всех есть неплохие шансы. Когда человек выбирает, чем ему заниматься, он решает - заниматься чем-то, что востребовано всегда, или тем, что будет важно завтра или послезавтра. А сегодня нет более актуальной истории, чем доступность энергии, сейчас человечество использует энергию очень расточительно, при том, что стоит она дорого. Все наше дальнейшее будущее связано с тем, что мы должны научиться производить еще больше энергии, но при этом она должна быть дешевой. Что в свою очередь, кстати, обеспечит и доступность удовлетворения первичных базовых потребностей для миллиардов людей: доступ к чистой воде, к другим ресурсам - это все очень энергоёмко... Наш вуз открыт для тех, кто хочет посвятить свою жизнь решению этой глобальной проблемы, чему будет способствовать и наш проект "Обнинск-ТЕХ". Все знают о Хиросиме, о первом военном применении атомной энергии, но мало кто помнит об Обнинске, где началось мирное применение атомной энергии. Надеемся, что в ближайшее время Обнинск станет известен всему миру".
Второе значимое событие - панельная сессия, посвященная теме больших международных научных проектов - "Мегасайенс как основа прорывных научных проектов".
В зале "Курчатов" Университета Сириус (на время фестиваля площадка называется "Международный аэропорт ВФМ") обсуждают проекты мегасайенс
В ней приняли участие вице-президент РАН Степан Калмыков, заместитель министра науки и высшего образования Денис Секиринский, вице-президент НИЦ "Курчатовский институт" Александр Благов, заместитель директора Института ядерной физики Республики Узбекистан Маннаб Ташметов и ректор НИЯУ МИФИ Владимир Шевченко. В центре обсуждения - мегасайенс-проекты, то есть проекты инфраструктуры, которые в условиях современной науки становятся основой для получения прорывных результатов, а для России такие проекты становятся драйверами привлечения не только отечественных, но и зарубежных ученых, в том числе и молодых.
Ключевой вопрос же для многих молодых ученых, как заметил Владимир Шевченко, заключается в том, готовы ли они вкладываться не в сиюминутный научный результат? "Человечество занимается разными большими проектами всю свою историю - от египетских пирамид до космической программы "Аполлон". Это по определению долгие истории. Насколько современный амбициозный молодой человек готов к такой модальности в работе - когда что-то "строится" десятки лет, особенно, если ученый знает, что окончательного результата этой работы он точно не увидит? На теоретические дисциплины средний балл при поступлении гораздо выше, чем на экспериментальные. Многие хотят быстрого и персонального успеха. А проекты мегасайенс - они про другое, там большой коллектив, там распределение ролей, потому что такие проекты не делаются в одиночку... Насколько сегодня молодой ученый готов вкладывать свои таланты, время своей жизни, свою энергию в историю на 10-20-50 лет вперед - этот вопрос актуален не только для проектов атомных проектов мегасайенс, но и вообще для атомной отрасли, да и для других отраслей... Это новая реальность и новый вызов, касающийся обеспечения кадровой работы на мегасайенс-проектах, а за ней уже идет и базовая, исследовательская и инженерная подготовка", - подчеркнул ректор.
Вице-президент РАН Степан Калмыков заметил, что только очень богатые, в том числе идейно, страны, могут позволить себе проекты мегасайенс: "Это не только деньги, но и инфраструктура, и люди, и научные школы. И у нас они есть. Менделеев учил Вернадского, а Вернадский - это школа, создавшая первый ускоритель, без него не было бы сегодняшних ускорителей, на которых мы сейчас получаем, например, медицинские нуклиды, не было бы соответственных синхротронов и так далее". Почему так важны синхротроны? Это не серийное оборудование, которое можно купить в каком-то количестве, ни один синхротрон не похож на другой. Синхротроны нужны они в огромном количестве отраслей - структурная химия или белковая кристаллография, масса других прикладных наук сегодня невозможны без исследований на синхротронах. Поэтому страна, у которой они есть, в значительной степени становится хозяином научного процесса, а, значит, и его научных результатов.