“Подушки безопасности не нужны”: история гонщика мифиста без водительских прав
Знаем, как всех достали ночные автомобилисты, гоняющие под окнами с громкой музыкой и без глушителей. Хочется сразу выписать всем штраф на триллион рублей, отобрать машину, а потом сладко уснуть. Категорически против такой езды и гонщик из МИФИ — Кирилл Глушак, студент 1 курса специальности “Бионанотехнологии”. Ещё в детстве он восторженно смотрел “Формулу-1”, а сейчас сам гоняет по трассе и занимает призовые места.
О лучших машинах для гонки, “несправедливых” штрафах, женщинах за рулем и о том, что не все можно решить за деньги в интервью с гонщиком Кириллом Глушаком.
Почему ты начал заниматься гонками?
Еще в детстве я любил смотреть “Формулу-1” и мечтал стать гонщиком. В 14 лет я поступил в Академию картинга, и вот уже 4 года я занимаюсь автоспортом.
Какая у тебя машина?
В этом году я ездил на Mazda3, подготовленной под определенный класс гонок. Это значит, что в машине должен быть “каркас безопасности” – трубчатая стальная рама, которую практически невозможно помять, даже во время столкновения. Также пилот должен быть пристегнут не обычным автомобильным ремнем, а специальным, пятиточечным, либо шеститочечным. Такой ремень плотно фиксирует пилота в кресле и в случае столкновений или заноса машины, водитель не пострадает.
Кроме того, в автомобиле установлены специальные тормоза, выдерживающие большие нагрузки. Во время торможения они раскаляются докрасна, а их температура достигает 900 градусов и больше. А еще в машине есть специальная подвеска, которая позволяет транспорту оптимально проходить повороты с наибольшей скоростью и не переворачиваться.
А почему выбор пал на этот автомобиль?
Перед соревнованиями пилот ищет команду, которая предоставляет ему машину и будет ее обслуживать. Важно сказать, что не каждого гонщика берут в команду. Иногда могут отказать пилоту, даже если он предлагает большие деньги, потому что не каждый может справиться с техникой, особенно быстрого класса.
Тренер из Академии картинга посоветовал мне обратиться в определенную команду, так как в ней оказывают большую поддержку новичкам.
Финансовую ты имеешь в виду?
Нет, моральную и техническую. Это команда, предоставляющая гарантии, а также она максимально хорошо относится к своим клиентам, в том числе начинающим.
То есть, если произойдет авария на трассе, то оплачивать будешь ты?
Если авария произошла из-за меня и машина сломана по моей вине, то либо я должен помочь финансово, либо это сделает мой спонсор, а если автомобиль сломался из-за обстоятельств, которые от меня не зависят, то ответственность будет лежать не на мне.
У тебя есть свой спонсор?
Выступление в сезоне 2025 планируется при технологической поддержке российского представительства индийского концерна Shield Lubricants & Specialities Pvt. Ltd компании Шилд Петрокемикалз. Технологический партнер предоставит собственные смазочные материалы и обеспечит поставку гоночных шин.
Ты попадал в аварии на гонках?
У меня была только одна авария в картинге. Из-за слепого поворота у меня не было возможности увидеть другой карт, в который я и въехал. Благо обошлось без серьезных травм, отделался синяками и ушибами.
Какие навыки необходимы для хорошего вождения по трассе?
Основной навык – это скорость реакции пилота, чтобы справляться с автомобилем или избегать аварий. Также важно чувствовать машину. Пилот должен полагаться на тактильные ощущения, контролировать процесс вождения и понимать, как ведет себя техника в определенных ситуациях.
Расскажи, как проходит Российская серия кольцевых гонок, где ты участвовал
Я ездил в длинных гонках на выносливость, которые длятся 4 или 6 часов. В таких чемпионатах в одном экипаже участвует два пилота, которые едут на одной машине и время от времени меняются.
Чемпионат проходит на специальных гоночных трассах. Самые известные – в Московской и Ленинградской областях. Трасса представляет собой замкнутую фигуру, на которой есть различные прямые и повороты, поэтому к каждой трассе необходим индивидуальный подход.
В гонках на выносливость есть несколько классов автомобилей: одни более быстрые в силу технических причин, другие более медленные. Между собой они не соревнуются. Mazda3 принадлежит к классу более медленных машин, а более быстрые – это полноценные гоночные болиды: автомобили класса GT3, то есть Mercedes-AMG GT3, Porsche 911 GT3 и т.д.
Перед соревнованиями каждый автомобиль проходит квалификацию, где показывает свое время. По нему выстраивается стартовая решетка. А дальше засекается таймер и все классы стартуют одновременно с одной решетки. Затем в каждом классе выявляют победителей.
Зависит ли победа от машины?
На результат гонок влияет: 50% – умений пилота, 50% – подготовка автомобиля. Даже самый классный пилот на медленной машине не победит среднестатистического пилота на быстрой. Также и наоборот: неуверенный гонщик на быстром транспорте не сможет конкурировать с хорошим, но на более простой машине.
Можно ли вести нечестную борьбу на гонках ?
Если говорить про грубую езду, то по правилам она запрещена, это влечет штраф в размере нескольких секунд. А в гонках на выносливость есть штраф и за слишком короткий пит-стоп. Это когда во время гонки производятся работы с машиной: дозаправка, смена колес, ремонт при необходимости. Кто-то скажет – несправедливо наказывать команду, которая быстрее всех провела обслуживание машины. Но на соревнованиях разные машины и кому-то, чтобы поменять шины нужно открутить одну гайку, а кому-то пять. Поэтому для уравнения шансов существует минимальное время пит-стопа, за нарушение которого грозит штраф.
Снаружи гоночные машины эстетичные и яркие, а внутри разобранные и невзрачные, составленные из разных частей других машин, почему так?
Гоночная машина должна иметь наименьшую массу, поэтому из нее удаляют все пассажирские кресла, обшивку салона и прочие ненужные детали.
Обычно машины собирают из разных запчастей, чтобы подобрать оптимальные детали. Часто используются элементы, сделанные на заказ, обладающие большой прочностью и подходящие под необходимый тип нагрузок, поэтому доработка машины для гонок – это важный процесс.
Самый известный чемпионат мира по гонкам – “Формула-1”, сможешь ли ты на него попасть?
“Формула-1” — это вершина автоспорта, там участвуют недосягаемые 20 пилотов со всего мира. А чтобы стать профессионалом высокого уровня нужно заниматься с четырех лет. Я же начал значительно позже.
Но у тебя уже есть достижения…
Да, у меня много призовых мест в различных гонках, как в любительских чемпионатах по картингу, так и в чемпионате России по кольцевым гонкам. В этом сезоне я принял участие в трех гонках и во всех вышел на подиум, заняв два вторых и одно третье место.
У каждого пилота должна быть своя команда, кто состоит в твоей?
Обычно в команде два или три пилота, которые едут в одном экипаже. Помимо руководителя команды, есть бригада инженеров-механиков, которые занимаются делами, связанными с машинами: обслуживают, чинят, настраивают.
То есть ты не занимаешься обслуживанием машины?
Я пилот, я только еду на машине. Команда предоставляет мне готовый к гонке автомобиль. Он должен быть обеспечен топливом, новыми шинами, техническими жидкостями и прочим, кроме того, инженеры-механики должны обслуживать машину на пит-стопах.
В прошлом году тебе было 17 лет, получается участвовать в гонках могут несовершеннолетние?
Я был самым молодым пилотом, и в этом есть определенные трудности. Несовершеннолетним необходимо иметь с собой нотариально заверенное согласие обоих родителей и не только для участия, но и для получения гоночной лицензии.
Значит ты гонщик без водительских прав?
Мне недавно исполнилось восемнадцать, поэтому водительских прав у меня еще нет, но я собираюсь получить их в ближайшее время. А пока что на соревнования меня отвозит отец и это не всегда удобно.
Возникает ли у тебя профдеформация на московских дорогах, когда ты едешь на пассажирском сиденье и хочется всех обогнать?
Я люблю наблюдать за ситуацией на дороге на пассажирском сиденье. Мне не нравится, когда люди гоняют и нарушают ПДД, это опасно. Но самое ужасное, когда водители начинают “шашковать” в пробках. Это быстрое и опасное перестроение между рядами не с целью простого обгона, а с целью получения своеобразного удовольствия. Категорически это осуждаю, это просто отвратительно. Такие люди, видимо, хотят получить адреналин, но не понимают, что для гонок есть специальные трассы, на которых это делается безопасно и с удовольствием.
Некоторые считают, что автоспорт – легкий и пассивный вид спорта, так как пилоты просто сидят на месте, так ли это?
Это не так. Пилоту необходимо постоянно тренироваться и быть физически активным. Держать тяжелый руль несколько часов – задача не из легких, а сила нажатия на тормозную педаль – 100 кг, то есть необходимо качать шею, ноги, плечевой пояс. Кроме того, температура в машине около 60 градусов и в этой бане нужно быстро ориентироваться, правильно направлять силу, поэтому автоспорт – это тяжелый вид спорта.
Ого, для 60 градусов подойдет не каждый костюм…
Да, у меня специальный комплект экипировки, который состоит из нижнего и верхнего белья, носков и комбинезона. Все вещи огнеупорные с соответствующим классом защиты. Но самое главное – шлем, это первое, что нужно покупать гонщикам, так как он защищает голову. Также существует специальная система защиты шеи, фиксирующая голову. В автоспорте пилот закреплен намертво и никакие подушки безопасности ему не нужны.
Есть ли у тебя необычная история с чемпионата, когда все пошло не по плану?
В прошлом году я участвовал на соревнованиях в Казани. И перед посадкой на поезд мой напарник сообщил, что не сможет поехать. Я сразу обзвонил “миллион” людей, чтобы решить эту ситуацию. Руководитель команды пообещал, что найдет второго пилота. С новой напарницей мы познакомились за день до гонки и проехали весь оставшийся сезон.
Многие люди считают, что женщинам за руль нельзя, как ты отреагировал, что твоим напарником будет девушка?
Отреагировал спокойно, потому что у меня нет стереотипов про девушек. Кроме того, моя напарница является многократным чемпионом России и очень опытным пилотом.
Некоторые гонщики уходят в альтернативные виды спорта: дрифт, ралли-рейд, у тебя есть это в планах?
Мне не очень нравится дрифт, но это тоже хороший вид спорта популярный в России и с огромной конкуренцией. Но все же я предпочитаю кольцевые гонки.
Думаешь ли в дальнейшем связать свою жизнь с гонками?
Да, мне хотелось бы участвовать в гонках, так как это дает возможности для развития. Основной деятельностью, конечно, станет работа по специальности, но автоспорт определенно займет важное место в моей жизни. Например, сейчас я готовлюсь к Кубку России по кольцевым гонкам в классе «Супер-продакшн», который стартует этой весной.