
«Конкуренцию за нагрузку нельзя считать чем-то плохим»: дискуссия о разработке новых дисциплин
28 января в Юрайт.Академии состоялась онлайн-дискуссия «Академические первопроходцы: разработка и преподавание новых дисциплин» в рамках XVI Зимней школы преподавателя «Смарт-образование: цифровой контент, сервисы и данные». Своим опытом поделился ведущий эксперт Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», руководитель проектного офиса «Обучение служением» РГСУ и НИЯУ МИФИ, преподаватель РГСУ, РАНХиГС, НИУ ВШЭ, ИДПО ДТиСЗН, победитель первого сезона конкурса «Лидеры России Политика» Яков Якубович.
Новые дисциплины разрабатываются с учетом современных тенденций, технологий и потребностей рынка труда, что способствует подготовке квалифицированных специалистов, готовых к вызовам современного мира. Однако разработка и преподавание новых дисциплин — большой труд, требующий от педагога глубоких методических компетенций и самоотдачи.
Ключевые проблемы:
- социально-экономические, технологические, культурные тренды и обновление дисциплин;
- процесс включения новых дисциплин в учебный план;
- «модные» дисциплины как инструмент привлечения абитуриентов;
- помощь преподавателям в разработке новых дисциплин;
- информационное обеспечение новых дисциплин учебным контентом;
- окупаемость разработки новых дисциплин.
Яков Якубович отметил необходимость междисциплинарного подхода к обучению: «Сейчас инженер-авиаконструктор, айтишник, ученый-атомщик, нейробиолог не могут существовать без знания социологии, философии, истории. Инженер с университетским образованием сегодня — это не просто технарь с эрудицией, это творец, который опирается на науку в своем поиске и мыследеятельности».
«Сейчас существует множество платформ для нетворкинга, преподавательских пабликов и сообществ в социальных сетях. Все они помогают педагогам обмениваться опытом, консультироваться и развиваться», — обратил внимание коллег эксперт.
«Конкуренция за нагрузку нельзя считать чем-то плохим, — подчеркнул спикер. — Если вуз борется за свой имидж, качество образования, он должен создавать конкурентное поле для преподавателей. Востребованность и обратная связь помогает преподавателю осознать свою ценность и открыть точки роста».
Мы благодарим Якова Якубовича за интересное экспертное выступление и надеемся на дальнейшее сотрудничество с Национальным исследовательским ядерным университетом «МИФИ».
В дискуссии также приняли участие:
— Жверанцева Мария, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансового менеджмента и финансового права ГАОУ ВО «Московский городской университет управления Правительства Москвы имени Ю. М. Лужкова», главный архитектор программ направления «Центр развития надпрофессиональных компетенций государственных и муниципальных служащих» Мастерской управления «Сенеж»;
— Лобанова Юлия, заведующая кафедрой «Гуманитарные дисциплины» Московского политехнического университета, кандидат философских наук;
— Стегачев Евгений, начальник учебно-методического управления Волгоградского государственного технического университета, кандидат технических наук, доцент кафедры автоматизации производственных процессов;
Справка:
Образовательная платформа «Юрайт» представляет учебный контент и обучающие сервисы для высшего и среднего профессионального образования. Издательство «Юрайт» основано в 1996 г. На платформе представлены 7900+ курсов и 11200+ учебников. Активные пользователи — 3072 учебных заведения, 644633 студента, 51340 преподавателей. Миссия «Юрайта» — повышение качества высшего и среднего профессионального образования.
Юрайт.Академия — образовательный центр повышения цифровых компетенций преподавателей (образовательная лицензия № 039822). Центр проводит педагогические и онлайн-курсы, а также Школы и конференции, вебинары и иные мероприятия сертификации пользователей платформы «Юрайт