«Нельзя все заменить игрой»: дискуссия об игрофикации

14
февраля
2025

29 января в Юрайт.Академии состоялась онлайн-дискуссия «Неподдельный интерес: игрофикация и механики вовлечения в академическом образовании и воспитании» в рамках XVI Зимней школы преподавателя «Смарт-образование: цифровой контент, сервисы и данные». Своим опытом поделился профессор НИЯУ МИФИ Владимир Решетов.

 

Игрофикация использует игровые элементы и механики для повышения вовлеченности студентов в учебный процесс. В условиях академического образования и воспитания этот подход становится все более актуальным, способствуя улучшению мотивации и эффективности обучения.

Ключевые проблемы:

  1. баланс «серьезного» и «увлекательного»;
  2. форматы игрофикации и преподавательская нагрузка;
  3. цифровые инструменты и сервисы игрофикации;
  4. рейтингование студентов как инструмент вовлечения;
  5. игрофикация в воспитательной и внеучебной деятельности;
  6. эффективность от внедрения игрофикации.

Владимир Решетов поделился опытом своего вуза: «У нас есть два особенных курса, которые проходят в игровой форме. Первый — "Критическое мышление и академическое письмо", где студенты проявляют свои коммуникативные навыки, умения анализировать, читать между строк. Второй я называю "Основы технического шпионажа": ребята решают творческие задачи, проходят практику в разных форматах, начиная со стендапа и заканчивая защитой проектов».

«Главная игра, которая проходит во всех высших учебных заведениях — борьба студентов с преподавателями. Ребята учатся каждый день, поэтому мы во многом проигрываем», — обратил внимание коллег эксперт.

Владимир Николаевич подчеркнул, что не во все дисциплины можно внедрить игрофикацию: «Нельзя все заменить игрой. В математическом анализе и линейной алгебре это сделать трудно. Но в профессиях, которые связаны с творчеством, игра — ключевой момент».

Спикер также отметил цель игрофикации: «В МИФИ игровой формат используется, чтобы находить и поддерживать талантливых студентов».

«Если мы будем показывать, что учиться — это интересно, молодежь пойдет за нами. Студенты — не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь», — подвел итог эксперт.

В дискуссии также приняли участие:

— Анжелика Барсукова, доцент кафедры социальных наук и технологий Университета науки и технологий МИСИС, кандидат исторических наук; эксперт федеральных мероприятий, разработчик образовательных проектов;

— Светлана Владимирова, доцент кафедры государственного управления и кадровой политики Московского городского университета управления Правительства Москвы имени Ю. М. Лужкова, кандидат экономических наук;

— Павел Рябов, заместитель директора института лазерных и плазменных технологий Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», руководитель научных проектов РНФ, автор «Инженерной игры» и эксперт в области проектного обучения, автор проекта «Инженерный подкаст».

15