
«Обучение – это воздушно-капельный процесс»: дискуссия об игрофикации
29 января в Юрайт.Академии состоялась онлайн-дискуссия «Неподдельный интерес: игрофикация и механики вовлечения в академическом образовании и воспитании» в рамках XVI Зимней школы преподавателя «Смарт-образование: цифровой контент, сервисы и данные». Своим опытом поделился заместитель директора Института лазерных и плазменных технологий НИЯУ МИФИ,, автор «Инженерной игры» и эксперт в области проектного обучения, автор проекта «Инженерный подкаст» Павел Рябов.
Игрофикация использует игровые элементы и механики для повышения вовлеченности студентов в учебный процесс. В условиях академического образования и воспитания этот подход становится все более актуальным, способствуя улучшению мотивации и эффективности обучения.
Ключевые проблемы:
- баланс «серьезного» и «увлекательного»;
- форматы игрофикации и преподавательская нагрузка;
- цифровые инструменты и сервисы игрофикации;
- рейтингование студентов как инструмент вовлечения;
- игрофикация в воспитательной и внеучебной деятельности;
- эффективность от внедрения игрофикации.
Павел Рябов выделил важные функции геймификации: «Геймификация является важной компонентой STEM-образования. Она мотивирует ребят учиться, вовлекает их в инженерно-исследовательскую деятельность. Также геймификация помогает отвечать на важный вопрос – как связаны базовые дисциплины между собой и к решению каких прикладных задач можно применить полученные знания».
Эксперт подробно рассказал, как разрабатываются курсы с применением игрофикации: «В создание игровых дисциплин участвуют преподаватели-эксперты и методисты. Начиная со "скелета" курса, формируется сценарий игры, с использованием различных фреймов, описывающих стратегии поведения студентов. Важно, чтобы такие курсы имели образовательный результат и не сводились только к игре. Подробнее с опытом МИФИ можно ознакомиться в "Инженерном подкасте"».
«Я верю, что обучение – это воздушно-капельный процесс!», – отметил Павел Рябов в ходе дискуссии. Спикер также подчеркнул, что реализация учебных программ с методами игрофикации помогает в поиске новых партнеров: «Геймифицированные дисциплины очень яркие. Это позволило нам привлечь спонсора. Благодаря сотрудничеству мы смогли создать в университете Fablab – мастерские, где каждый может самостоятельно реализовать свой проект».
Участниками дискуссии также стали:
– Анжелика Барсукова, доцент кафедры социальных наук и технологий Университета науки и технологий МИСИС, кандидат исторических наук; эксперт федеральных мероприятий, разработчик образовательных проектов;
– Светлана Владимирова, доцент кафедры государственного управления и кадровой политики Московского городского университета управления Правительства Москвы имени Ю. М. Лужкова, кандидат экономических наук;
– Владимир Решетов, профессор Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» и Национального исследовательского университета «МФТИ», доктор физико-математических наук;