Прорывы невозможны без права на ошибку

02
апреля
2025

В рамках деловой программы отраслевого чемпионата «AtomSkills-2025», проходящего на этой неделе в Екатеринбурге, состоялась панельная сессия «Образование для технологического прорыва». В качестве одного из ключевых спикеров на дискуссии выступил ректор НИЯУ МИФИ Владимир Шевченко. Ниже мы приводим важнейшие тезисы выступления ректора.

 

 

Владимир Шевченко начал свое выступление с того, что есть три базовых верхнеуровневых показателя, которые определяют «класс» любого университета. Эти показатели – качество абитуриентов, качество партнеров университета и качество профессорско-преподавательского состава.

О качестве абитуриентов можно при всех оговорках судить по среднему баллу ЕГЭ, и по этому показателю МИФИ занимает второе место в стране, на бюджетных местах московской площадки университета средний балл составляет 95,7, при этом 38% поступивших зачислены без вступительных испытаний – это победители различных высокоуровневых олимпиад.

«Это дети, ничем не уступающие своим ровесникам в MIT, в Гарварде, Университете Цинхуа, в Империал Колледже, в лучших технических университетах мира», – отметил Владимир Шевченко.

Но у каждого абитуриента есть своя траектория подготовки, своя субъектность, свое представление о том, кем они хотят стать и куда попасть. На выходе их встречают государство, общество, экономика, запросы рынка с их макрохарактеристиками.

Ректор МИФИ подчеркнул, что существует корреляция между уровнем подготовки абитуриентов и их зарплатой через несколько лет после окончания: чем более «высокобальные» дети пришли в университет, тем большую зарплату они будут получать через 5 лет после выпуска. Однако, отметил ректор, вопрос заключается в том, где они ее будут получать. У работников финтеха сейчас уровень дохода выше, чем у тех, кто занят в материальном производстве.

У МИФИ есть ключевой партнер – Государственная корпорация «Росатом», куда в прошлом году ушло работать 37% выпускников университета (включая все его филиалы). Однако, «Росатом», Курчатовский институт и другие уважаемые организации в сфере ядерных исследований не являются «драйверами» роста зарплат – в этой роли выступают организации финтеха, телекома и т.д.

«У нас возникает конфликт между тем, что от нас хочет государство и наша миссия и тем, что нам диктует экономика», – констатировал Владимир Шевченко. В каком-то смысле МИФИ пытается «обмануть» экономику.

 

 

Еще одним важным аспектом является вопрос об автономии. Есть целый ряд огромных компаний, которые зародились в университетах. «Никогда в жизни компания Google не могла бы быть создана в R&D-департаменте компании AltaVista. Компания Google возникла в университете, чтобы уничтожить компанию AltaVista», – подчеркнул Владимир Шевченко.

Но не университеты являются собственниками этих компаний, а те люди, которые их создали. Эти люди работали над тем, что им было интересно, и что они считали важным. В университете они получали свободу, которой нет в корпоративном R&D-секторе. Все дело в том, что по-настоящему новая вещь потому и новая, что на нее нет заказа, и ее создатели рискуют, тратя на нее свое время и силы.

Именно поэтому чрезвычайно важно право на риск, которого нет в нашей корпоративной и управленческой культуре. «Нет у нас привычки, чтобы наши крупные компании рассказывали публично о своих неудачах, анализировали их. Мы всегда должны идти от победы к победе», – отметил ректор.

Когда Илон Маск начинал разработку проекта ракет-носителей Falcon, над ним все глумились, но сегодня Falcon контролирует половину мирового рынка непилотируемых запусков. И это прямое следствие того, что были совершены ошибки, но из них извлекались уроки и было дальнейшее движение. Ни первая, ни вторая, ни пятая ошибка не рассматривалась как основание того, чтобы свернуть эту деятельность.

Лазеры, одним из изобретателей которых был выпускник МИФИ Николай Басов, возникли как практическая реализация идей спонтанного вывода излучения, сформулированных в знаменитых работах Эйнштейна. Но когда Эйнштейн их писал, он не имел в виду, что можно сделать такое устройство, как лазер. Лазеры возникли не потому, что была поставлена задача сделать лазерные технологии или оптические диски. Только когда эта технология стала развиваться, возникли огромные рынки, которые стали порождать заказ на лазерные решения.

Таким образом, нельзя ждать, что индустриальный партнер сделает заказ, в ответ на который условный Эйнштейн придумывает новую теорию. Бывает так, но бывает и совершенно иначе – когда фундаментальная наука сама является заказчиком технологий. Например, гравитационные детекторы, за которые была присуждена Нобелевская премия 2015 года, и которые были предсказаны тем же Эйнштейном за 100 лет до этого, были бы невозможны без развития лазерных интерферометрических технологий.

Завершая свое выступление, Владимир Шевченко затронул тему искусственного интеллекта, который, по мнению ректора МИФИ оказывает на образование более революционное воздействие, чем это представлялось несколько лет назад. Генеративные системы на основе больших языковых моделей позволяют не просто находить ответ по запросу, но и генерировать ответы на запросы, которых еще не существует. Это в конечном итоге поменяет методологию преподавания и породит новые принципы проведения экзаменов. И все университеты мира сейчас активно занимаются решением одной проблемы – как сделать так, чтобы интеллектуальные системы поддержки принятия решений не привели к еще большей деградации когнитивных функций детей и взрослых – что сейчас, мы, к сожалению, наблюдаем.

Видеозапись выступления Владимира Шевченко можно посмотреть здесь.

118