
Проект акселератора МИФИ: тренажёр коммуникаций Speech Up+
Уже полтора года в нашем вузе успешно работает Университетский технологический акселератор «Росатома» и НИЯУ МИФИ. Госкорпорация предоставляет участникам программы экспертизу и возможность в будущем создавать совместные проекты, в том числе пилотировать решения на собственных площадках и производствах. У нас вышло несколько публикаций о командах акселератора, сегодня расскажем еще об одном проекте.
Знакомьтесь – наш гость Виталина Проценко, студентка 3 курса ИФТЭБ, направления «Информационная безопасность». Виталина со своей командой прошла отбор в четвертый цикл Акселератора. Сейчас вместе с другими участниками программы она обучается продуктовым компетенциям и навыкам управления проектом, учится строить финансовый план и искать заказчиков.
– Расскажите, в чем суть вашего стартапа?
– Это тренажер по улучшению коммуникаций, то есть бот, который может общаться с человеком как реальный клиент или, скажем, инвестор – наш стартап улучшает навыки общения человека в различных коммуникативных ситуациях.
– Например?
– Вы подключаетесь к телеграм-боту и пишите: «Я хочу улучшить свои коммуникативные навыки, у меня завтра встреча с инвестором, мне нужно защитить свой проект. Послушай меня и скажи, насколько я правильно это делаю». Телеграм-бот присылает вам в ответ голосовые сообщения как бы «от инвестора», начиная с приветствия и представления.
– Ну, такого, наверно, много на рынке?
– Похожие решения встречаются, но у нашего бота есть преимущество – управление речевым поведением. Например, ты занимаешься гостиничным бизнесом и тебе, как администратору, надо прокачать свои навыки в общении с самым сложным клиентом, который недоволен абсолютно всем, да еще и не трезв. Бот создает такого клиента, эмоционально его «ведет», записывая голосовые сообщения «от него» в соответствующих тоне и лексике. А наш клиент учится отвечать ему – в зависимости от задачи: успокоить, решить проблему.
– От чего зависит, становятся голосовые сообщения бота спокойнее или нет?
– От ответа человека.
– Вдруг «клиент»-бот на таком взводе, что он ни за что не хочет становиться спокойным и наоборот ищет конфликта?
– Такую задачу боту можно задать и он будет ее выполнять. Придется проявить максимум терпения тому, кто учится общаться с такими клиентами.
– На что реагирует бот – на интонацию голоса или на количество аргументов?
– На эмоцию, он считывает интонирование и лексику. Он проверяет ненормативную лексику, слова-паразиты, скорость речи, наличие всяких «э-э-э» и «нууууу», то есть обращает внимание на то, что люди обычно не контролируют. Для этого у нас в команде есть психологи, именно они дали нашей базе данных такую фактуру.
– А высоту тона кто контролирует?
- Нейросеть. Мы использовали несколько предобученных нейросетей и несколько обучили самостоятельно на своих дата-сетах. Каждая нейросеть, по сути, отвечает за определенную характеристику речевого поведения. Они отвечают за транскрибацию, определение эмоций в тексте речи и в голосе, конгруэнтности, уверенности, психолингвистических маркеров.
– Много у вас конкурентов?
– Рынок тренировки коммуникаций еще не очень обширен и конкуренты, конечно, есть, но они не имеют преимуществ нашего решения. Понятно, что мы создавали проект, отталкиваясь от минусов тех проектов, которые уже есть на рынке: отсутствие полноценной симуляции речевого поведения, отсутствие пост-анализа «диалога с клиентом», причем как эмоциональной составляющей, так и лексики.
– Как вообще эта идея пришла?
– Идея принадлежит сооснователям стартапа Speech Up (ИИ-тренажёра публичных выступлений) Олегу и Юлии Басовым. Стартап стал победителем многих конкурсов и превратился в молодую развивающуюся компанию. Я познакомилась с Олегом в МИФИ еще на 1 курсе, когда он помогал студентам создавать проекты. Я тогда развивала другой свой проект. Но Олег пригласил меня развить Speech Up, который в начале этого года совершил пивот. Теперь уже под моим руководством развивается Speech Up+, учитывающий текущие потребности пользователей.
– Что вы ждете от акселератора?
– За время участия в программе мы получили много полезной информации. Наш трекер, то есть ментор-куратор – Дмитрий Рубин, выпускник МИФИ, сам уже развивший несколько стартапов. Наша основная цель сейчас – сделать первые продажи, найти первых клиентов, провести с ними проблемные интервью, получить офферы или официальные документы в их заинтересованности, или уже договор о сотрудничестве. Интересный момент, можно сказать – лайфхак «хозяйке на заметку». Мы на акселераторе учились делать холодные звонки, и нас никто не хотел слушать. Нам посоветовали – скажите, что вы от «Росатома» и МИФИ, мы так и сделали, и народ сразу захотел общаться.
– Допустим, вы в результате подпишите договор о сотрудничестве – что дальше?
– Дальше будет масштабирование проекта и нахождение инвестиций под это. Наша стратегическая цель – создать общение с ботом-клиентом через систему видеоконференцсвязи, например, телемост. Пользователь всё так же через бот будет писать или говорить, какую именно коммуникацию он хочет отработать, бот будет присылать ему ссылку на подключение и дальше уже в режиме реального времени вести с ним диалог, полностью имитируя реального собеседника в заданной ситуации. Такого в мире еще нет.
– Как будете продавать?
– Есть неисключительная и исключительная лицензии. По первой – мы после первой продажи можем продавать решение дальше, другим клиентам. По второй – можно продать только одному клиенту. Разница в цене – соответствующая: 1,3 миллиона и 7 миллионов рублей. Но мы можем и досоздавать промты и алгоритмы, дообучать бот – это за отдельные деньги.
– Желаем успеха вашей команде! Кстати, давайте представим ее.
– Наша команда – это сотрудники компании Speech Up, которую основали Олег и Юлия Басовы. Я - руководитель проекта, отвечаю за его продвижение в В2В сегменте, Полина Головачева и Максим Волков занимаются разработкой, которой руководит Олег Басов. Олег Демин - специалист в области искусственного интеллекта, а дипломированный психолог Евгений Гавердов помогает обучать модели речевого поведения. Также мы сотрудничаем с внешними психологами и консультантами.