
Наставничество, практика и мотивация: формула подготовки инженеров от СФТИ НИЯУ МИФИ
13–14 мая 2024 года в Челябинске прошла межрегиональная научно-практическая конференция «Научно-методическое сопровождение реализации единого содержания образования и единой системы воспитания», объединившая на базе Челябинского института развития образования почти 2к человек из Челябинской области, 47 субъектов Российской Федерации из всех федеральных округов, а также 10 республик РФ.
Начальник информационного центра СФТИ НИЯУ МИФИ, амбассадор Росатома Наталья Певнева представила доклад в рамках секции по проектному управлению образовательными системами на тему «Эффективные практики реализации профильного образования инженерной направленности», в частности, рассказала о системе подготовки будущих инженеров для ядерно-оружейного комплекса Госкорпорации Росатом, реализуемой в Снежинском физико-техническом институте НИЯУ МИФИ.
Многоуровневая система вовлечения в инженерию - авторская модель «5 уровней Курчатова» - помогает формировать инженерную идентичность у школьников:
- 1 уровень (пассивное вовлечение) – экскурсии в вузы и на предприятия, формирование общего представления об инженерии.
- 2 уровень (начальное обучение) – мастер-классы, основы проектной деятельности.
- 3 уровень (практика и наставничество) – работа над реальными проектами (например, в «Сириусе», «Курчатовце»), участие студентов в качестве наставников.
- 4 уровень (глубокая вовлечённость) – менторство, участие в федеральных конкурсах (например, «Большие вызовы»).
- 5 уровень (инженерия как образ жизни) – внедрение школьных и студенческих проектов в реальное производство (например, разработки для Росатома).
Наталья Анатольевна особо подчеркнула роль наставничества, так как студенты и выпускники становятся наставниками для школьников, а затем – для других студентов и даже взрослых (например, в программах переподготовки), что создаёт преемственность и повышает мотивацию: школьники видят, что их работа может иметь реальное применение.
Система, описанная Певневой, показывает, как через постепенное вовлечение, практику и наставничество можно готовить высококвалифицированных инженеров уже со школьной скамьи. Ключевые факторы успеха – работа с реальными задачами, поддержка со стороны вуза и предприятий, участие в федеральных проектах (типа «Больших вызовов»).