«Инженер будущего»: Владимир Шевченко о проблемах и парадоксах подготовки кадров для технологического лидерства

17
октября
2025

17 октября в рамках Российской энергетической недели состоялся круглый стол с руководителями ведущих вузов страны, посвященный ключевой теме: «Инженер будущего: как подготовить специалистов для решения задач технологического лидерства». В дискуссии принял участие ректор Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» Владимир Шевченко, который озвучил ряд принципиальных тезисов о взаимодействии образования и рынка труда.

 

 

 

Идеальный выпускник: в поисках объективной оценки

Отвечая на вопрос о том, удовлетворены ли работодатели уровнем подготовки выпускников, Владимир Шевченко предложил глубже взглянуть на саму методологию такой оценки. По его мнению, в подобных опросах существует серьезная методологическая проблема.

«Одни работодатели сравнивают реального выпускника, который к ним пришёл, с неким идеальным образом того, кого бы они хотели видеть. Другие сравнивают этого выпускника с выпускником этого же вуза, но который приходил 10 лет назад. Третьи же сравнивают его с выпускником какого-то другого вуза. Это, вообще говоря, три разных ответа, три разных сравнения», — пояснил ректор.

Владимир Шевченко отметил, что в реальности ответ на этот вопрос - всегда смесь этих трех компонентов. При этом он обратил внимание на один показательный факт: вариант ответа «полностью удовлетворен» работодатели не выбирают никогда. «Это некоторое такое утверждение, почти теорема, о том, что абсолютный ноль, как и абсолютный идеал, никогда не может быть достигнут. Очередной раз в этом убедились», — философски заключил ректор МИФИ.

 

Главный барьер — макроэкономика

Более острую и, пожалуй, центральную тему своего выступления Владимир Шевченко затронул, отвечая на вопрос о барьерах для эффективного взаимодействия с компаниями. Ректор МИФИ уверен, что корень проблемы лежит не в плоскости педагогики, а в макроэкономической политике.

«Хорошо известно, что молодой человек у нас может в финтехе или чистом IT получать гораздо большую зарплату, чем в типичной компании производственного сектора — в контуре Росатома, Ростеха или частном», — констатировал руководитель ядерного университета.

По словам Владимира Шевченко, именно макроэкономические параметры, в том числе ключевая ставка, создают перекосы на рынке труда. Это напрямую влияет на вузы: талантливый абитуриент, пришедший в университет по олимпиаде или с высокими баллами ЕГЭ по физике, математике и информатике, сталкивается с огромным давлением рынка. «Порог входа в IT очень низкий, давление рынка труда огромное, зарплатное предложение зашкаливает. И как мы можем удержать его на инженерном треке? Экономику обмануть очень трудно», — отметил ректор. Владимир Шевченко призвал не сетовать на то, что подготовленный инженер уходит в курьеры из-за более высокой зарплаты, а понять системную причину: «Значит, мы так выстроили нашу налоговую политику, наш рынок труда, что зарплата за такой неквалифицированный труд существенно выше. Это вопрос скорее к экономической политике, чем к образовательной».

Ярким индикатором этой ситуации Шевченко назвал высокий интерес школьников к ЕГЭ по информатике: «Почему дети хотят сдавать ЕГЭ по информатике? Ровно по этой причине. Почему так выросло количество желающих его сдавать? Потому что у нас такая макроэкономическая политика... Это и порождает все перекосы, которые мы здесь обсуждаем. В этом — главный барьер. А не в том, что кто-то кого-то не так подготовил и неправильно профориентировал».

Таким образом, дискуссию о подготовке «инженера будущего» перешла из узкопрофессиональной в плоскость общегосударственной стратегии. Для того чтобы обеспечить технологическое лидерство, недостаточно просто улучшать учебные программы и укреплять материальную базу вузов. Необходима комплексная макроэкономическая политика, которая бы создавала конкурентоспособные условия труда для инженеров в реальном секторе экономики, делая их карьеру не менее привлекательной, чем в других сферах. Только так можно удержать лучшие умы на передовой технологического развития страны.

 

Синергия, а не замещение: о роли корпоративных университетов

Отдельный раздел дискуссии был посвящен роли корпоративных университетов, Владимир Шевченко подчеркнул, что это  важный элемент образовательной системы, не замещающий, а дополняющий ее. Между тем, классический университет всегда балансирует между интересами трех ключевых заказчиков: самих студентов, работодателей и государства.

«Политика университета — это всегда точка баланса этих интересов. Когда происходит сильное смещение в одну из сторон, это не есть хорошо. В одном случае университет превратится просто в контору по выдаче дипломов за деньги, в другом — в втуз при заводе, как это было в советское время», — отметил ректор.

А задача классического университета —«инкорпорировать» внутри себя не только интересы работодателей, но и других участников. Между тем, корпоративная система образования, выстроенная самими компаниями для подготовки уже пришедших в отрасль специалистов, — это правильная и необходимая практика. Ярким примером эффективного взаимодействия работодателя и вузов Владимир Шевченко назвал консорциум опорных вузов Росатома, лидером которого является МИФИ, и Корпоративную академию Росатома. «Этот процесс отлажен, мы понимаем, какие задачи решать, какие задачи решают в корпакадемии. Там нет никакой конкуренции или ревности, это очень здоровый и правильный процесс», — заявил он.

 

Три кита современного инженерного образования

Разумеется, Владимира Шевченко не могли не спросить о «секретах» подготовки кадров для Росатома и других энергетических компаний, Владимир Шевченко обрисовал структуру подготовки, основанную на «трех китах».

  1. Фундаментальная базовая подготовка. Это консервативный, но очень важный стержень, включающий глубокое знание математики и базовых инженерных дисциплин.
  2. Цифровые навыки. Современный инженер, по словам ректора, должен понимать, что любой инженерный процесс существует параллельно в физическом и цифровом мирах. Ключевая компетенция — умение критически оценивать, когда можно доверять результатам численного моделирования и ИИ, а когда необходимы дорогостоящие, но незаменимые натурные испытания.
  3. Гибкие навыки (soft skills). Это командная работа, гуманитарные предметы, экономическое мышление и многое другое, без чего невозможна эффективная деятельность в современных проектах.

«Ничем нельзя пренебречь. И то важно, и то важно, и то важно. Вопрос только в том, в каком порядке и последовательности это упаковывать для данного молодого человека», — заявил ректор.

 

Индивидуальные траектории в едином пространстве

Владимир Шевченко сделал акцент на необходимости индивидуализации образовательных траекторий, учитывающей разную психофизику и мотивацию студентов. Эта задача особенно актуальна для МИФИ, который готовит в рамках одного университетского пространства и линейных специалистов по эксплуатации объектов ядерной энергетики, и высококлассных ученых-исследователей.

«Мы хотим, чтобы эксплуатанты, люди, которые работают по инструкции, понимали, откуда эти инструкции берутся, и общались с людьми, которые пишут эти инструкцию. Только в симбиозе они дадут тот эффект, которого каждый по отдельности достичь не может», — заключил ректор.

Этот подход, восходящий к знаменитому «треугольнику» советского времени «ученый — инженер — рабочий», по мнению Владимира Шевченко, и является залогом подготовки настоящих инженеров будущего, которые составят основу технологического лидерства России на десятилетия вперед.

140