День, когда началась война

22
июня
2022

22 июня 1941 года – одна из самых печальных дат в истории России. В этот день началась Великая Отечественная война. На рассвете 22 июня 1941 года фашистская Германия без объявления войны напала на Советский СоюзПреподаватели МИФИ, чье детство пришлось на суровые военные годы, вспоминают об этом дне.

Владимир Ильич Наумов,

доктор физико-математических наук, профессор кафедры теоретической и экспериментальной физики ядерных реакторов.

Война застала меня и мою сестру Маю на каникулах у бабушки, матери отца, в деревне Одинцово под Смоленском, куда нас из Москвы отправили родители. Мне в то время только что исполнилось девять лет, я окончил второй класс, а сестра, окончившая семь классов, была на шесть лет старше.

Приехать за нами родители не смогли, а у нас самостоятельно эвакуироваться не было возможности. Уже на третий или четвертый день войны немецкие самолеты бомбили Смоленск. В городе были пожары. Днем над городом стоял столб черного дыма, а ночью зарево создавало зловещую панораму. Беженцы из Смоленска расселялись по окрестным деревням.

16-го июля, через три недели после начала войны, мы впервые увидели немецких солдат. Они шли по полю в своих серых мундирах с автоматами наперевес, почти в полной тишине. Мы были в оцепенении: смерть была совсем рядом…

Николай Михайлович Гаврилов,

доктор физико-математических наук, кафедра электрофизических установок.

22 июня 1941 года. Полдень. Мы с моим отцом Михаилом Семеновичем Гавриловым вышли из небольшой рощицы, расположенной на поле деревни Хлопенево, в которой родилась моя мама. В рощице отец собирал только-только появившуюся землянику, а я ее с большим аппетитом уплетал.

Подходим к окраине деревни. Из первого дома вылетает знакомый отца и почти кричит: «Миша, война!» Мы остолбенели, застыв на солнцепеке. Отец быстро пришел в себя, взял меня за руку, и мы быстро зашагали к дому деда Прохора и бабы Груши, в котором остановилась наша семья.

Дома /…/ у всех присутствующих чувствовались напряженность и растерянность, никто никак не мог сообразить, что же делать дальше? Первым в руки взял себя отец, заявив, что они с мамой завтра должны ехать в Москву. Мы же с братом, которому в то время было неполных 14 лет, а мне немного не хватало до семи, должны остаться в деревне. Наутро наши родители уехали в Москву.

Начались тревожные будни, немцы стремительными темпами рвались к столице.

Борис Иванович Лучков,

доктор физико-математических наук, профессор кафедры экспериментальной ядерной физики, лауреат Ленинской премии.

О войне мы узнали в метро, направляясь солнечным воскресным утром 22 июня на ВДНХ. В вагоне к отцу, кадровому командиру, подошел военный и что-то тихо сказал ему. За шумом поезда мы не слышали, что, но это короткое слово, вмиг изменившее лицо отца, стало громом для всех – Война! Мир перестал быть прежним – светлым и беззаботным, хотя, казалось, так же играла музыка, шли не спеша прохожие, были открыты выставки. Где-то уже рвались снаряды, черное солнце повисло на небе, бежали и падали люди.

На следующий день в поле за домом, вырыли траншеи, чтобы укрываться при налетах. Очистили чердак, носили ведрами песок и воду для тушения зажигательных бомб. Через пару дней в подвале дома было оборудовано бомбоубежище, и сразу же начались ночные тревоги (первое время ложные).

Ночной вой сирены по радио, возвещавший налет, стал привычным звуком. Со всех домов сбегались жители с детьми и узлами, набивались в подвал и часами ждали сигнала отбоя. Маму днем воздушная тревога застала в метро. Было остановлено движение поездов, люди шли по рельсам от станции к станции.

Но бомбёжек до середины июля не было - немецкие самолеты останавливали на дальних подступах к столице. Вскоре Москву эвакуировали. Мы уехали к деду и бабушке в родное Иваново. 41-й был самым страшным, опустошительным годом войны.

140