Студенты могут быть успешными учеными и изобретателями

25
января
2023

Для студентов время учебы в вузе это прежде всего подготовка к будущей карьере. Однако многие способные люди смогли добиться успеха, сделать открытие или изобретение, еще пребывая в стенах альма матер. Возможно, именно их пример заставляет сегодня говорить о том, что лучший способ подготовки специалистов – это вовлечение учащихся в работу над реальными проектами, прикладными или научными. В честь отмечающегося 25 января Дня студента расскажем о некоторых из тех, кто, учась в вузе, смог стать создателем уникальных разработок.

 

Марк Цукерберг

 

Построить империю

IT-технологии – дело молодых. С тех пор как компьютеры, программирование и Интернет стали интересны для крупного бизнеса, некоторые студенты сумели основать настоящие бизнес-империи. Самый известный пример этого рода, конечно, Марк Цукерберг, создавший Facebook, еще будучи студентом Гарварда.

Ну а «русский Цукерберг», основатель сети «ВКонтакте» Павел Дуров, учась в Санкт-Петербургском университете на филфаке, запустил интернет-проекты Durov.com и Spbgu.ru. Первый – это электронная библиотека рефератов вуза и место для обмена идеями, второй – форум университета. Именно после них Дуров приступил к созданию прототипа будущей соцсети.

Мэтт Мулленвег учился на первом курсе Хьюстонского университета, когда придумал WordPress – конструктор, на котором сегодня строится каждый шестой сайт в Интернете.

Марк Цукерберг еще до поступления в Гарвард был вундеркиндом программирования, а вот Джек Дорси способностями не блистал: он дважды пытался получить высшее образование – и оба раза неудачно. Однако во время учебы в Нью-Йоркском университете парню пришла в голову идея создать Twitter – сервис обмена короткими текстовыми сообщениями.

 

 

Джек Дорси

 

Задумки и воплощения

Разумеется, не всякое изобретение способно стать бизнесом такого масштаба. Но новостные ленты регулярно приносят истории об очень интересных студенческих разработках. Вот лишь несколько примеров подобных изобретений, появившихся в последние годы.

Студенты Массачусетского технологического института Бен Херветайн и Сет Берг создали небольшой чип, который носится на голове на ободке и фиксирует информацию о возможных сотрясениях мозга и опасных ударах головы у ребенка или спортсмена.

А студент Висконсинского университета Джонатан Гейслер изобрёл автоматическую кормушку для кота, но не простую, а такую, которая работает с влажным кормом. Кормушка рассчитана на работу в течение не более недели – если хозяин отсутствует дольше, питомцу придётся поголодать. Изобретение получило название HealthPet Auto-Feeder.

Но неужели подобные случаи бывают только на Западе? Сообщений о российских студенческих изобретениях тоже немало. Например, группа второкурсников Томского политехнического университета разработала медицинский браслет PillBand. Он полезен людям, которые должны пить лекарства ежедневно в определенное время. Таблетки помещаются в ячейки устройства, в настройках браслета выставляется время их приема, и в нужный момент звучит сигнал-напоминание. В отличие от зарубежных аналогов разработка томских студентов позволяет не только соблюдать режим приема лекарств, но и носить в браслете сами таблетки, причем PillBand не надо снимать с руки, чтобы принять лекарство.

А первокурсник направления «Прикладная механика» Дальневосточного федерального университета Данил Фонов создал биопротез кисти, детали которого печатаются на 3D-принтере из биоразлагаемого пластика, так что разработка гораздо дешевле аналогов.

 

 

Прототип биопротеза Данила Фонова

 

Автором прибора, позволяющего «переводить» тексты с языка Брайля на русский, стал студент Института прикладной математики и механики Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого Глеб Мирошник. Изобретение предполагается использовать для обучения людей, теряющих зрение, а также для тренировки сотрудников образовательных центров незрячих и слабовидящих людей.

 

Изобретатели с Каширки, 31

Ну а что же наш родной МИФИ?

Ядерный университет имеет немало примеров, когда студенты были соавторами научных проектов в составе большого коллектива ученых, например, участвовали в разработке нового метода диагностики лейкозов. Но давайте вспомним несколько случаев, как студенты становились авторами собственной разработки.

2010 год. 22-летний студент МИФИ Дмитрий Горностаев предложил наноманипулятор, нужный для того, чтобы создавать, хранить и изучать любые нанообъекты. Прибор получил одобрение экспертов инновационного форума «Селигер».

 

 

Дмитрий Горностаев

 

В 2017 году третьекурсник Дмитрий Севастьянов изобрел устройство на основе смартфона, которое позволяет распознать углеводородные газы. Прибор позволял идентифицировать и определять концентрацию таких опасных и легковоспламеняющихся газов, как метан, пропан, угарный газ, водород.

В 2021-м магистрант ИФИБ Атыгай Аширбеков вместе со своим научным руководителем Леонидом Дубовым модернизировали процесс лечения глазных опухолей. В магистерской диссертации студент ИФИБ предложил прогрессивный метод лечения глазных опухолей, который получил одобрение в Медицинском центре им. Святослава Федорова.

И во время эпидемии ковида наши студенты не тратили времени даром: магистранты НИЯУ МИФИ разработали установку, которая с помощью светодиодного излучения способствует выздоровлению пациентов с тяжелыми заболеваниями, в том числе коронавирусной инфекцией. Работа шла в совершенно ненаучных условиях: из-за пандемии лаборатории были закрыты, и пытливые умы строили свою установку в общежитии.

Кто-то даже и не дожидается момента, когда станет официально именоваться студентом. Учащиеся университетского лицея № 1523, например, создали «умные» кроссовки, показывающие путь к пункту назначения: с помощью Bluetooth обувь синхронизируется со специальным приложением на смартфоне и «знакомится» с нужным маршрутом. Если при ходьбе нужно повернуть налево, вибрирует левый кроссовок; если направо – правый.

 

Изобретали «умных» кроссовок Александр Пинчук и Максим Левкин

 

Это лишь отдельные штрихи к большой картине, которая показывает: возраст не помеха творчеству, а студент вполне может стать и полноправным участником научных исследований, и автором изобретения, и основателем преуспевающего бизнеса.

205