Ирина Маклашова: Интерес к науке закладывается в детстве
11 февраля отмечается Международный день женщин и девочек в науке (установлен Генеральной Ассамблеей ООН 22 декабря 2015 года). В честь этого праздника мы публикуем ряд интервью с женщинами-учеными НИЯУ МИФИ. Наша первая героиня - начальник отдела организационного планирования и международного сотрудничества Института ЛаПлаз Ирина Маклашова.
- Ирина Владимировна, что предопределило ваше попадание в научную сферу?
- Любопытство. С детства были интересны взаимосвязи, что как устроено в природе, почему солнце всходит на востоке, почему огонь бывает разноцветным, и вот это любопытство меня заставило сначала поступить в лицей, тогда это была школа 1170 при МИФИ, а потом и поступить в МИФИ.
- Какова сейчас область ваших научных интересов?
- Если пошутить – то все самое вечное: огонь, вода и чужая работа. Я занимаюсь моделированием и предсказанием последствий горения и взрывов.
- Можете привести пример своих научных результатов?
- Очень трудно назвать, потому что каждый результат, добытый кровью и потом – он самый интересный на данный момент. А потом он забывается, и кажется, что есть и более интересные. Но, может быть, самое яркое воспоминание относится к периоду, когда я еще только заканчивала институт, была задача каким-то образом предсказать свойства наночастиц. Если на сегодняшний день разрешение микроскопов уже сопоставимо с приставкой «нано», то на тот момент такого разрешения не было. И предсказание, моделирование тогда не имели под собой точных экспериментальных измерений, нужно было придумать какой-то подход, чтобы из-того, что было известно, получить то, что неизвестно. Вот это мне до сих пор кажется самым важным в моей жизни.
- Сейчас у вас какие научные проекты в работе?
- Я сейчас занимаюсь моделированием, у нас много задач связанных с предсказанием свойств вещества в экстремальных состояниях, причем это касается не только таких вечных процессов как горение и взрыв, но и синтез новых веществ, которые получаются при подобных процессах. Сейчас перед нами стоит очень интересная задача по описанию поведения веществ при ударно-волновых нагружениях, в том числе тех веществ, которые при разложении могут выделять большую энергию. Среди прочего - надо выбрать область, когда еще не будет происходить химического разложения, и, соответственно, не произойдет ничего катастрофического, не будет ни химической деструкции, ни потери конструкционной стойкости, но при этом вещество сможет испытывать сверхвысокие нагрузки.
- У этого исследования есть прикладное применение?
- Явление детонации взрыва встречается не только на войне, его мы видим каждый день, например, это двигатели, которые используют классический виды топлива, это пиропатроны, да та же самая подушка безопасности! Везде там используются вещества, которые очень любят взрываться, но при этом их как-то надо хранить, возить и безопасно смешивать и поэтому предсказание таких безопасных областей применения достаточно важны.
- Как вы полагаете, почему у нас в МИФИ в науке мало женщин? Вообще наука для женщин органична?
- Я бы не сказала, что сейчас мало женщин, если посмотреть на младшие курсы - то сейчас девочек очень много. А если посмотреть сейчас на олимпиадниц – то зачастую девочки приходят на олимпиады очень рано. Можно увидеть, что олимпиады по информатике в последние несколько лет выигрывает девушка, которая стала участвовать в олимпиадах для 9-х классов, когда сама училась в 7-м классе. Есть и другие такие же замечательные девочки. Другой вопрос, что иногда бывает страшно, потому что кажется - это немного не твое, бывает страшно провалиться, хотя на самом деле самое важное - всё попробовать. Ведь никто не знает, что будет с тобой завтра, какие появятся завтра науки. В то время, когда я училась в школе, большинства наук, которые сейчас на гребне волны, на пике интереса – их вообще не было, и вообще казалось, что такого не может быть никогда. А теперь как раз эти науки пользуются столь большим интересом, и как раз только смелый и возьмет эту высоту. А девочки бывают консервативны - это правда. Я бы вообще не привязывалась бы к гендеру, потому что человек либо специалист, либо нет. Либо обладает врожденным любопытством, либо нет. Либо родители ему разрешали делать все что хочешь: мерить лужи, выращивать кристаллы, либо родители говорили: будь аккуратней, не ушибись, не испачкайся. Мне кажется, что важен не гендер, а те предпосылки, которые закладываются в детстве.