Проректор НИЯУ МИФИ Елена Весна приняла участие в дискуссии о профориентации молодежи на ПМЭФ
Главное деловое событие года – Международный экономический форум в Санкт-Петербурге – завершилось. Последний день работы, 17 июня, был посвящен молодежи – на площадке ПМЭФ прошел Международный молодежный экономический форум. Одним из самых оживленных мероприятий в рамках ММЭФ-2023 стала дискуссия «Путь к призванию: современные инструменты профориентации молодежи», на которой выступила проректор НИЯУ МИФИ Елена Весна.
Согласно опросам, только треть школьников к 11 классу определяется с выбором профессии. Более 70% старшеклассников представляют, в какой вуз будут поступать, но не знают, кем хотели бы работать после его окончания. При этом, больше половины выпускников университетов не работают по специальности. Такие данные привела, открывая дискуссию, ее модератор, генеральный директор АНО «Корпоративная академия Росатома» Юлия Ужакина.
Когда происходит выбор профессии? Кто на него влияет? Как сориентироваться в современном мире, где насчитывается более 180 тысяч научных специальностей? Какие практики работы по профориентации и профессиональному развитию наиболее эффективны? Как должны измениться подходы к профориентации школьников и студентов в перспективе до 2030 года? Спикеры обсудили эти и другие актуальные вопросы молодежной политики.
По мнению проректора НИЯУ МИФИ Елены Весны, само понятие профориентации нуждается в переосмыслении, ведь основная профориентационная практика – информирование школьников о различных профессиях – сегодня не работает.
«В составе университета есть два лицея. В какой-то момент мы пришли к выводу, что бессмысленно рассказывать школьникам про университет и про атомную отрасль. Надо рассказывать про то, чем занимаются инженеры, про важные задачи, интересные проекты, современные лаборатории. Лет десять тому назад мы привлекли к участию в нашей приемной кампании представителей «Росатома». Тогда это выглядело странно. Но оказалось, что как раз такое партнерство очень важно для одаренных детей, которые мыслят на перспективу, думают не о том, куда поступить, а о том, что делать после окончания вуза. Когда мы начали больше и подробнее рассказывать о возможностях трудоустройства, у нас и конкурс стал выше», – поделилась опытом Елена Весна.
Проректор НИЯУ МИФИ также рассказала о том, что сегодня ребята в лицеях университета решают кейсы, которые разрабатываются совместно с индустриальными партнерами вуза, вместе работают над интересными задачами, пробуя свои силы в разных профессиях.
«У нас огромная программа по проектной деятельности. Мы не называем это профориентацией, но, удивительным образом, ребята после этого хотят идти к нам учиться, а к нашим индустриальным партнерам – работать. Мы ориентируем не в профессиях, а в задачах, которые решает человечество с помощью тех или иных специалистов», – добавила Елена Весна.
С проректором НИЯУ МИФИ согласились и другие спикеры. Так, первый заместитель Председателя правления Российского движения детей и молодежи «Движение Первых» Наталия Мандрова считает, что есть много важных для выбора будущей профессии событий, на которых не стоит гриф «профориентация» – например, участие в форуме, где выступают интересные и известные ученые.
Руководитель дирекции академических партнерств ПАО Сбербанк Андрей Очеретный также уверен, что на выбор профессии часто влияют случайные встречи с яркими людьми, которые вдохновляют и зажигают окружающих своим энтузиазмом. Такие встречи могут случаться в любом возрасте и приобрести новую специальность никогда не поздно.
«С одной стороны, чем раньше мальчики и девочки поймут, чем хотели бы заниматься, тем больше у них шансов стать настоящими профессионалами, добиться успеха. С другой – современный мир настолько динамичен, что, возможно, в течение жизни человеку придется несколько раз сменить сферу деятельности. И к этому надо быть готовыми», – поделилась мнением руководитель Федеральное агентство по делам молодежи Ксения Разуваева.
И призвала школьников и студентов с большим уважением относиться к своему времени, тратить его осознанно. С таким советом трудно не согласиться!
Правда, по словам Елены Весны, только 7-10% детей самостоятельно выстраивают свою образовательную и карьерную траекторию, остальным помогают друзья и родители. Поэтому, одна из задач профориентации – научить ребят относиться к выбору осознанно и проактивно. Тем более, что сегодня открываются новые каналы диалога между бизнесом и университетами, создаются площадки, где на равных могут говорить школьники, студенты и профессионалы.
«Когда ребята привлекаются к профессиональному диалогу, это работает. У нас на любое занятие в рамках проекта «Попробуй поучиться в МИФИ» может прийти школьник. Это одна из форм открытости. Таких форм много, они работают гораздо лучше, чем традиционные профориентационные мероприятия, такие как доклад о какой-либо профессии по заданию учителя», – уверена Елена Весна.
Подводя итог дискуссии, Юлия Ужакина посоветовала молодым людям… быть жадными. Жадными до знаний, общения и развития, возможностей для которого сегодня открывается немало.