Олимпиадники и остальные: результаты уникального психологического исследования
Правда ли, что студенты, поступившие в вузы благодаря победам в олимпиадах, быстро выгорают и перестают хорошо учиться? Имеются ли существенные психологические различия между студентами-олимпиадниками и поступившими по баллам ЕГЭ? На эти вопросы призвано ответить уникальное и масштабное исследование, проведенное сотрудниками кафедра психологии, социологии и антропологии НИЯУ МИФИ. Об очень важных результатах этого исследования вчера на мини-конференции «Психологические исследования в НИЯУ МИФИ» рассказала проректор университета, доктор психологических наук, профессор Елена Весна. Мероприятие проводилось в рамках Недели ментального здоровья «Психомания».
Уже очень давно в околовузовской среде ходят разговоры, что прием в высшие учебные заведения олимпиадников без вступительных испытаний - порочная практика. Якобы олимпиадники учатся хуже тех, кто поступил по баллам ЕГЭ, тем более, что формально олимпиадник действительно имеет право набрать меньше баллов (минимально – 75). Возникла идея, что количество олимпиадников надо ограничивать, потому что это молодые люди, настроенные на быстрые победы, но не приспособленные для систематического упорного труда, в ходе учебы быстро «сдуваются», а после учебы - не хотят идти на производство.
Но правда ли это?
Проректор НИЯУ МИФИ Елена Весна озвучила очень важные данные, полученные в результате действительно масштабного лонгитюдного исследования. В фокусе внимания исследователей были данные о 14 тысяч студентах (в том почти 3 тысячах олимпиадников), учившихся в МИФИ в течение 11 лет – с 2013 по 2023 год.
И что же оказалось?
Приведенные Еленой Весной данные неумолимо свидетельствуют, что в среднем олимпиадники превосходят неолимпиадников и по успеваемости, и по внеучебной активности, и по многим психологическим характеристикам.
По большинству базовых предметов (125 из 140 рассмотренных) средний балл олимпиадника превышает средний балл неолимпиадника – причем наиболее значимое превышение среднего балла наблюдается по профильным предметам, таким как информатика, математика, физика и химия.
По гуманитарным предметам статистически значимых различий между двумя категориями не обнаружено, хотя некоторое превосходство олимпиадников просматривается и здесь.
Студенты, поступившие через ЕГЭ, превосходят своих собратьев-конкурентов в тех предметах, которые требуют коммуникативной компетентности, в том числе в изучении иностранных языков.
Самое интересное – не подтвердился предрассудок, что поступающие благодаря победам в олимпиадах пренебрегают Единым государственным экзаменом. На самом деле, и средний балл по ЕГЭ по профильным предметам у олимпиадников выше, чем у «егэшников». В то же время, не-олимпиадники показывают себя сильнее в ЕГЭ по русскому языку. Можно сказать, что они распределяют силы на все экзамены более равномерно.
Аналогично: олимпиадники показали лучшие достижения на различных конкурсах и хакатонах, требующих профессиональных компетенций. И верифицированных достижений в научно-исследовательской деятельности у олимпиадников тоже значимо больше.
Что касается трудоустройства - начала карьерных траекторий у двух категорий студентов также, как правило, отличаются. Те, кто поступили в университет благодаря победам в олимпиадах, после его окончания чаще выбирают работу, требующую способности получать принципиально новые результаты (исследования, разработка новых технологий и др.). Поступившие по баллам ЕГЭ, чаще выбирают работу, предполагающую решение задач в соответствии с заранее установленными требованиями к их результатам и порядку выполнения.
Елена Весна уверена, что дело не в Олимпиадах как таковых, но в личностных характеристиках людей: участие в Олимпиадах выбирают люди определенного типа. Психологическое исследование показало, что олимпиадников отличает такие качества, как самодостаточность, высокая познавательная мотивация, стремление к разнообразию и переменам, креативность и творческое мышление. В свою очередь для неолимпиадников более характерен аналитический и прагматический тип мышления.
«Выбирая ЕГЭ человек, прагматично выбирает определенную стратегию достижения результата: он снижает неопределенность по максимуму и просто «накачивает» компетенции в решении определенного типа задач, тренируясь изо дня в день» - констатирует проектор МИФИ, - В принципе, любой дисциплинированный школьник при некоторой настойчивости в состоянии сдать ЕГЭ хорошо. Что касается олимпиадников, то они не столько выбирают стратегию поступления, сколько более интересный для них способ овладения предметом, ориентируясь на внутреннюю убежденность и познавательные интересы». Поэтому олимпиадников отличает высокая вовлеченность в период обучения в школе не только в олимпиады, но и в иные виды профильной деятельности, требующие бо́льших интеллектуальных усилий, сутевой заинтересованности и самостоятельности, чем подготовка к ЕГЭ. Среди олимпиадников в два раза больше доля тех, кто в школьные годы участвовал в различных инженерных конкурсах, программах кванториумов, посещал инженерные кружки и так далее. Кстати, выяснилось, что среди поступивших в НИЯУ МИФИ за 10 лет самый высокий балл по ЕГЭ по двум профильным предметам (174,96) - у тех, кто, с одной стороны, участвовал в различных инженерных конкурсах и активностях, а с другой стороны - был победителем или призером различных олимпиад. И дальше, на протяжении всей учебы в университете лучше всех учатся олимпиадники, которые имеют инженерные достижения.
С одной стороны психологические особенности олимпиадников определяют специфику их обучения и профессионального развития, а с другой- включенность в интеллектуально насыщенную деятельность, в том числе участие в олимпиадах, безусловно, создает условия для раскрытия интеллектуального потенциала личности, развития ее способностей. Любопытно, что чем дольше учатся студенты, тем меньше оказывается разница в успеваемости между олимпиадниками и остальными. Не потому, что победители олимпиад начинают хуже учиться (успеваемость растет), но потому что не-олимпиадники постепенно подтягиваются. Ведь выбор стратегии поступления через ЕГЭ иногда бывает вынужденным: некоторые школьники не имеют возможности участвовать в олимпиадах по разным причинам. В университете перед ними открываются новые возможности.
Итак, молва зря «оклеветала» олимпиадников. Проведенное в МИФИ исследование явно показало, что они более успешны в учебной, исследовательской, общественной и профессиональной деятельности, после завершения обучения чаще выбирают работу, требующую способности получать принципиально новые результаты - исследование, разработку новых технологий. Олимпиадники отличаются высокой познавательной мотивацией, креативностью, творческим мышлением и открытостью новому опыту. И университету не стоит жалеть, что он набирает абитуриентов этой категории без вступительных испытаний.