Научная сессия МИФИ: трансформация системы высшего образования

05
февраля
2025

С 1 сентября 2026 года российские университеты перейдут на новую систему высшего образования. На научной сессии, которая проходит 4-5 февраля в МИФИ, эксперты обсудили, в чем суть нововведений, как будут трансформироваться образовательные программы МИФИ и зачем нужны перемены.

 

   

Открыла обсуждение проректор НИЯУ МИФИ Елена Весна, выступив с докладом «О переходе на новую систему высшего образования». Проректор напомнила о том, что дискуссии о необходимости трансформации системы высшего образования ведутся не один год и до сих пор актуальны, потому что потребность в изменениях действительно назрела. И речь вовсе не о количестве лет, необходимых для обучения. Главная проблема в том, считает проректор, что образовательные программы сегодня зачастую отстают от запросов рынка труда, не практико-ориентированы, медленно адаптируются к технологическим изменениям. Как следствие, выпускники не оправдывают ожиданий работодателей и не способны сразу после окончания университета приступить к решению конкретных практических задач.

«В концепции бакалавриата не заложена возможность приступить к работе сразу после окончания вуза, профессиональные компетенции выпускника необходимо «докручивать» либо непосредственно на производстве, либо в магистратуре. Реформа высшего образования предполагает не только введение гибких сроков освоения образовательных программ (от 4 до 6 лет), но и ориентированность на запросы рынка труда, глубокую интеграцию с работодателями в процессе подготовки кадров. В дипломе будет указываться конкретная квалификация, отражающая область профессиональной деятельности. В результате развивающаяся экономика должна получить выпускников, которые сразу после окончания вуза готовы решать профессиональные задачи на рабочем месте, способны организовывать процессы, трудиться в команде, генерировать новые идеи», – подчеркнула Елена Весна.

Проректор также рассказала о пилотном эксперименте по введению новой системы высшего образования, в котором приняли участие 6 российских вузов. МИФИ в пилоте не участвовал, тем не менее, в нашем университете уже разработаны и успешно внедряются образовательные программы, полностью соответствующие новым требованиям. 

Руководитель Института физико-технических интеллектуальных систем (ИФТИС), заместитель директора ФГУП «ВНИИА» Дмитрий Юрков уверен, что за 4 года бакалавриата подготовить инженеров-разработчиков, соответствующих требованиям современного рынка труда, невозможно.

«Нам необходим шестилетний специалитет со стажировками и практикой на предприятиях. Причем, на пятом курсе практика может занимать до трех рабочих дней. За таких выпускников работодатели точно будут бороться. Мы в ИФТИС сами были инициаторами перехода на новую модель высшего образования», – сказал Дмитрий Юрков.

Директор Института ЛаПлаз, доктор физико-математических наук Андрей Кузнецов привел в пример образовательные программы «Математика и науки о данных» и «Управляемый термоядерный синтез и плазменные технологии», которые, по сути, прекрасно вписываются в концепцию новой модели высшего образования – студенты получают фундаментальные знания, ведут научно-исследовательскую работу, активно участвуют в крупнейшем международном проекте ИТЭР, проходят практику.

«В ЛаПлаз соблюдаются все основные принципы современной базовой инженерной подготовки – непрерывность образовательного процесса, практико-ориентированность, единство научно-образовательного пространства», – отметил Андрей Кузнецов.

Заместитель руководителя Саровского физико-технического института МИФИ Тимофей Соловьев поделился опытом СарФТИ в создании новых образовательных программ, соответствующих вызовам времени. 

В заключение прозвучало выступление директора института фундаментальных проблем социо-гуманитарных наук МИФИ Алексея Ларионова (иеромонаха Родиона). Он затронул такую непростую тему как трансформация социо-гуманитарного образования в технических университетах в контексте национальных приоритетов. Зачем физикам лирика? Нужно ли преподавать в инженерных вузах философию? Как будущим инженерам-исследователям успевать писать рефераты по истории? Сколько часов необходимо выделить на освоение гуманитарных дисциплин? Что такое метаязык? Разговор получился серьезным. Неудивительно, что завершился первый день научной сессии МИФИ бурной дискуссией, в которой вопросы звучали гораздо чаще ответов. И это здорово! Потому что, как писала поэтесса Новелла Матвеева, «мудрец вопросы миру задает»… 

177