![](/content/public/images/mephi-header-logo.png)
К юбилею Победы: военврач Николай Басов
Война оставила огромный след в биографии одного из самых известных мифистов – Николая Геннадьевича Басова. Многие знают его как лауреата Нобелевской премии, блестящего физика, изобретателя лазера. А между тем, в годы Великой Отечественной войны он спасал жизни, удаляя пули и зашивая раны, был самоотверженным врачом и блестящим хирургом.
Сразу после школы Николай Басов хотел стать физиком, но война внесла в эти планы свои коррективы. В июле 1941 года Басова призывают в армию и направляют учиться в Куйбышевскую военно-медицинскую академию, где будущий изобретатель лазера получает квалификацию военфельдшера. На фронт он попал в 1943 году. Чему мог научиться врач в академии всего за два года? Но, видимо, не зря доктора-наставники говорили, что Басов – прирожденный хирург.
«Значит, копают землянки солдаты. И у одного солдатика случился аппендицит. Его надо резать. Я всего один раз видел, как профессор удаляет аппендикс, я ему чуть-чуть ассистировал, подавал разные инструменты. Я поставил четырех солдат, которые держали простыню — сверху-то сыпались земля и песок. Дал полстакана спирта вместо наркоза и сделал операцию!» – вспоминал будущий академик.
Басов служил на 1-м Украинском фронте командиром санитарного отделения. И пусть формально он считался ассистентом врача, на деле приходилось совершать настоящие медицинские подвиги. Один из боёв за освобождение Польши был особенно затяжным и кровопролитным. Несколько суток без сна. Весь врачебный состав не выходил из операционных. Санитары под шквальным огнём отправлялись за ранеными и очень часто не возвращались уже никогда. Николай Басов тащил на себе с поля боя двух молодых солдат. Каждый из них получил по немецкой пуле в живот – это одно из самых тяжелых и безнадежных ранений. Счет шел на минуты. В полевом госпитале Басову нужно было принять сложное решение: кого оперировать первым.
«Глядя на этих ребят, я понимал, что успеть спасти можно лишь одного. А они, кажется, были даже младше меня. Я видел, как быстро их покидает жизнь. Но если начать операцию немедленно, шансы выжить у них были равными. Мне предстояло стать высшим судьей. Как сделать выбор? Кого из них снова обнимет мать, а кто умрет в муках? И я решил оперировать сразу обоих» – рассказывал ученый.
На двоих пациентов был не только один неопытный хирург, но и единственный набор инструментов. Басов успевал стерилизовать и резать одновременно. Тогда ему удалось спасти сразу две солдатские жизни.
Через всю войну, до самого Берлина, Басов пронес с собой, в вещмешке, две тоненькие книжечки, которыми зачитывался в свободные минуты: «Основы теории относительности» со знаменитыми четырьмя принстонскими лекциями Альберта Эйнштейна и «Квантовую теория излучения» Вальтера Гайтлера.
После победы Николай Басов провел в немецкой столице несколько месяцев, участвуя в демонтаже химических заводов. Дважды его госпитализировали: в первый раз из-за поражения ноги ипритом, во второй — из-за временной слепоты в результате отравления цианистым калием.
Страшное известие из Хиросимы заставило врача Басова вспомнить о прежней мечте стать ученым. «Ужасно, что бомба. Здорово, что атом заработал», – писал он в автобиографической книге.
Демобилизовавшись, осенью 1945-го Басов прибыл в Москву, однако поступить в МГУ не сумел: фронтовиков в университеты зачисляли без вступительных испытаний, но оказалось слишком поздно, прием окончился. Николай уже собирался возвращаться домой, в Воронеж, когда на одной из трамвайных остановок ему попалось на глаза объявление о «дополнительном наборе на зимний семестр» в Московский механический институт (так в то время назывался нынешний МИФИ).
В 1950 году мифист Николай Басов защитил диплом. В 1964 году получил Нобелевскую премию за изобретение лазера. В 1978 году организовал и возглавил в МИФИ кафедру квантовой электроники, впоследствии переименованную в кафедру лазерной физики.
На территории МИФИ установлен памятник выпускнику университета, великому ученому, лауреату Нобелевской премии, самоотверженному военному врачу Николаю Геннадьевичу Басову.