Состоялся онлайн-семинар о развитии передовых инженерных школ

27
июня
2025

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации совместно с НИЯУ МИФИ и ФГАНУ «Социоцентр» 25 июня провели онлайн-семинар «Реализация программ развития Передовых инженерных школ: лучшие практики и отчетность». Мероприятие было посвящено обобщению опыта реализации проекта «Передовые инженерные школы» и распространению его лучших практик.

В семинаре приняли участие представители не только Передовых инженерных школ, но и вузов, заинтересованных в развитии инженерного образования и планирующих принять участие в конкурсе заявок на открытие ПИШ.

Около трехсот участников семинара обсудили подходы к подготовке инженерных кадров и совершенствованию отчетной документации, а также вопросы развития сетевого взаимодействия между университетами.

В своем приветственном слове к участникам семинара заместитель директора Департамента координации деятельности образовательных организаций Минобрнауки России Наталья Стреблянская отметила, что онлайн-семинар является важной коммуникационной площадкой для университетов, заинтересованных в создании передовых инженерных школ. Она напомнила, что федеральный проект ПИШ, стартовавший в 2022 году, на сегодняшний день объединяет 50 школ в 26 городах России.

«Основные цели проекта – обеспечение высокопроизводительного сектора экономики высококвалифицированными кадрами и создание новейших видов продукции в партнерстве с высокотехнологичными компаниями," – подчеркнула Наталья Стреблянская.

И.о. директора ФГАНУ «Социоцентр» Константин Богоносов напомнил, что на текущий момент 30 Передовых инженерных школ перешли на самофинансирование, 20 финансируются государством, при этом Социоцентру предстоит отобрать еще ряд передовых школ. Он подчеркнул, что фокус по-прежнему направлен на критически важные для экономики отрасли, решающие задачи технологического лидерства и суверенитета, и отметил что Минобрнауки совместно с Минпромторгом могут пересмотреть подходы к реализации проекта в следующем периоде.

Проректор НИЯУ МИФИ Наталья Барбашина рассказала о роли НИЯУ МИФИ как оператора проекта «Передовые инженерные школы» федерального проекта «Университеты для поколения лидеров». Она отметила, что организованный Методическим центром ПИШ НИЯУ МИФИ семинар призван стать площадкой для обмена опытом между университетами, уже реализующими проект, и теми, кто только планирует создание ПИШ.

«Главная цель – поделиться опытом, накопленным за время реализации проекта, познакомить с новыми подходами в инженерном образовании и наладить сетевое взаимодействие», – сообщила проректор, добавив, что в семинаре зарегистрировалось более 400 участников, включая представителей 130 вузов, не имеющих ПИШ. Она добавила, что НИЯУ МИФИ оказывает всестороннюю методическую поддержку передовым инженерным школам.

Заместитель руководителя Секретариата Заместителя Председателя Правительства Антоний Швиндт в своем докладе «Государство и ПИШ – траектория взаимодействия» подчеркнул, что ключевая задача проекта – это не только достижение локальных успехов в отдельных университетах, но и создание механизмов для широкого распространения лучших практик в системе инженерного образования по всей стране. По его словам, важно тиражировать эффективные модели подготовки кадров, созданные в передовых инженерных школах.

Особое внимание Антоний Швиндт уделил долгосрочной устойчивости проектов ПИШ, отметив, что при анализе отчетов первых участников проекта оценивалась жизнеспособность разработанных моделей после завершения государственной поддержки. Он подчеркнул необходимость выстраивания работы таким образом, чтобы наработки не оставались внутри одного университета, а были адаптированы другими вузами, и чтобы сами школы продолжали динамично развиваться без бюджетного финансирования. В преддверии отбора в проект ПИШ в 2026 году он призвал вузы уже сейчас разрабатывать стратегии долгосрочного сотрудничества с индустриальными партнерами.

Руководитель Методического центра «Передовые инженерные школы» НИЯУ МИФИ Георгий Тихомиров напомнил, что в 2026 году начнется новый этап отбора передовых инженерных школ, которые начнут свою работу в 2027 году, и призвал вузы начинать подготовку заявок уже сейчас. Важной задачей ПИШ является объединение подготовки кадров и инновационных разработок, а проекты должны быть актуальными, передовыми и направленными на достижение технологической независимости страны.

Георгий Тихомиров подчеркнул важность восстановления связей между университетами и промышленностью, которые были утрачены в 1990-е годы. По его мнению, ПИШ должны стать площадкой для выстраивания нового диалога с индустриальными партнерами и обмена лучшими практиками в инженерном образовании. Идеальная ПИШ, по его словам, – это подразделение университета с управляющим советом из представителей партнеров, собственной финансовой моделью, ориентированной на получение средств от образовательной деятельности, ДПО и НИОКР.

Для успешного создания ПИШ необходимо учитывать ряд показателей, объявленных ко второй волне проекта, включая разработку новых образовательных программ, увеличение числа обучающихся в сетевой форме, привлечение партнеров как из промышленности, так и из образовательной среды, отметил руководитель Методического центра ПИШ НИЯУ МИФИ. Важным условием, по его мнению, является наличие финансирования от индустриальных партнеров, как в виде софинансирования, так и в виде заказов на НИОКР, а также рост показателей по научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам. Итогом реализации проекта должно стать привлечение всеми ПИШ более 70 миллиардов рублей инвестиций, подготовка тысяч выпускников и обучение десятков тысяч инженеров, а также активное использование наработок ПИШ в технических вузах страны.

В завершение своего выступления Георгий Тихомиров сообщил, что Методический центр ПИШ НИЯУ МИФИ посетил все 50 ПИШ, обобщил их опыт и издал методические рекомендации, находящиеся в открытом доступе, и рекомендовал вузам, заинтересованным в создании ПИШ, ознакомиться с ними. Он акцентировал внимание на инновационной составляющей проекта, подчеркнув, что ПИШ должны стать центрами научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, способствуя росту этого показателя в университетах. ПИШ должны быть не только образовательными центрами, но и лидерами развития регионов, получающими поддержку как от индустриальных партнеров, так и от региональных властей, что повышает их устойчивость.

В рамках семинара прошел круглый стол «Лучшие практики: как проект ПИШ повлиял на университет?»

Директор ПИШ СПбПУ Алексей Боровков поделился опытом реализации проекта в своем университете. Он подчеркнул, что для ПИШ приоритетными являются НИОКР, а подготовка кадров является следствием успешных разработок, связанных с индустриальными партнерами.

Эксперт рассказал о том, как была организована работа ПИШ в структуре университета, отметив, что ПИШ действует на правах института, но при этом тесно взаимодействует с другими подразделениями, которые формируют научно-технологический задел. Он также подчеркнул важность диверсификации партнерской сети, чтобы не зависеть от проблем одного индустриального партнера, и отметил, что в процессе реализации проекта ПИШ ценности и задачи могут меняться, а на первый план выходят передовые инженерные задачи, связанные с НИОКР.

Алексей Боровокв указал на значительное привлечение бюджетных и внебюджетных средств за короткий срок, а также озвучил масштабные финансовые и образовательные цели на ближайшее десятилетие. Среди ключевых направлений работы — расширение академических программ, активизация дополнительного профессионального образования и укрепление связи с индустриальными партнерами.

Он подчеркнул важность адаптации ПИШ к новым требованиям, в частности, к задаче достижения технологического лидерства, отметив необходимость проведения экспертизы проектов и соответствия их высоким стандартам. Он также акцентировал внимание на важности разработки новых стандартов и нахождения новых форм взаимодействия в рамках поставленных задач.

В заключение своего выступления Алексей Боровков отметил, что образовательная деятельность в ПИШ СПбПУ опирается на национальные проекты технологического лидерства и включает многоуровневую систему, состоящую из студенческих, молодежных и школьных конструкторских бюро. Он также подчеркнул важность развития инфраструктуры и формирования квалифицированного партнерства, отметив, что стратегия развития ПИШ стала частью общей стратегии развития университета, а сам проект выступает драйвером реализации этой стратегии.

Исполнительный директор ПИШ МГТУ им. Баумана Алексей Подчуфаров представил проект «Системная инженерия ракетно-космической техники», реализуемый совместно с госкорпорацией «Роскосмос» и другими предприятиями отрасли. Он отметил, что направления работы ПИШ соответствуют новому национальному проекту по космосу и включают создание российской орбитальной станции, разработку робототехнических средств и многоспутниковых группировок.

Алексей Подчуфаров рассказал о реализации 15 образовательных программ, в том числе 11 магистерских, ориентированных на вовлечение студентов старших курсов в реальные проекты партнеров. Он подчеркнул, что руководит школой космонавт Олег Артемьев, что способствует тесному сотрудничеству с «Роскосмосом», а проект ПИШ стал драйвером развития как для университета, так и для предприятий отрасли.

Эксперт также рассказал об активном использовании командных проектов для вовлечения студентов в научную работу с первого семестра, отметив, что эти проекты курируются индустриальными партнерами и направлены на подготовку кадров для предприятий отрасли. Он подчеркнул, что ПИШ в МГТУ им. Баумана трансформировалась в отраслевой факультет со своим набором, магистратурой и управлением.

В заключение своего выступления Алексей Подчуфаров отметил важность инфраструктуры для успешной работы ПИШ, подчеркнув, что необходимо сразу открывать лаборатории и начинать в них работу. Он сообщил, что большинство средств полученного гранта были направлены на оснащение лабораторий, а оборудование согласовано с индустриальными партнерами для выполнения НИОКР по их заказу.

Проректор по НИР и инновационной деятельности ДГТУ Инесса Ефременко представила опыт создания и развития ПИШ в партнерстве с компанией «Ростсельмаш». Она подчеркнула, что при выборе партнера и специализации необходимо опираться на опыт университета и выстраивать тесное взаимодействие с индустриальным партнером.

ПИШ ДГТУ является школой с монопартнером, что имеет свои плюсы и минусы. Несмотря на риски, «Ростсельмаш» не прекратил финансирование даже после окончания гранта, а поддержка направлена на повышение заработной платы преподавателей и стипендии студентам. Она также подчеркнула, что 100% студентов ПИШ трудоустраиваются с 3 курса, в основном на «Ростсельмаш».

«Нас поддерживает правительство региона, это тоже важно учитывать. Необходимо выстроить взаимодействие с губернатором и министерством промышленности региона, чтобы они видели полезность вашей ПИШ для региона», - рассказала Инесса Ефременко.

Кроме того, она отметила необходимость инвестиций в инфраструктуру для воссоздания полного цикла производства и вовлечения студентов в реальные проекты, подчеркнув, что важно думать о том, как правильно потратить грант, чтобы он принес реальную пользу, а не был потрачен на «видеопланшеты и компьютеры». ПИШ ДГТУ определила для себя модель безубыточности и активно использует инструменты Минпромторга для привлечения дополнительного финансирования.

В ходе круглого стола своим опытом реализации проектов ПИШ также поделились директор ПИШ ЮФУ Александр Федотов и директор ПИШ Университета Иннополис Искандер Бариев.

Проект «Передовые инженерные школы» ставит перед собой амбициозную цель — кардинально обновить высшее инженерное образование в России. Для успешной реализации этого замысла важнейшим направлением становится разработка устойчивых финансовых моделей. Все ПИШ обязаны создавать и поддерживать такую экономическую структуру, которая позволит эффективно функционировать как в период первоначального грантового финансирования, так и в последующих годах самостоятельной деятельности.

Помимо финансовой устойчивости, особое значение приобретает распространение лучших практик и внедрение инновационных решений. Университеты, стремящиеся улучшить качество инженерного образования, должны ориентироваться на национальную стратегию научно-технического развития, национальные проекты и другие государственные инициативы в областях науки и образования. Важно изучать опыт существующих передовых инженерных школ и активно сотрудничать с высокотехнологическими компаниями, готовыми инвестировать в кадры будущего и способствовать созданию уникальных продуктов и технологий завтрашнего дня.

 

 

 

29