Место, где собираются конструкторы

13
май
2024

«Физик должен паять лучше лудильщика» - говорит один из персонажей фильма «9 дней одного года». Именно эта идея руководила создателями Учебного центра проектирования и прототипирования НИЯУ МИФИ. Впрочем, в еще большей степени ими руководила идея «фаблаба» - возникшего в США формата университетских мастерских, где студентам и научным сотрудникам дается возможность поработать руками или на станках.

 

«Фаблаб» МИФИ, возникший в результате коллаборации Институтов ЛаПлаз и ИФТИС располагается в трех помещениях общей площадью 200 квадратных метровна первом этаже корпуса НЛК. Исходно, предполагалось создать  мастерские, оснащенные станочным парком, которые должны были помогать научным группам оперативно изготовить узлы и детали для научных приборов и установок.

Но молодая команда энтузиастов под руководством Андрея Морозова и Юрия Жуковского уже на этапе создания трансформировала идею вспомогательных мастерских сначала в Центр проектирования и прототипирования в формате «ФабЛаб», а в настоящее время он начал позиционировать себя как опытно-конструкторское бюро.

До сих пор ученые приносили в мастерские готовые чертежи требующихся деталей, и это часто создавало проблемы, поскольку ученые-физики брали на себя функции конструкторов, и иногда составляли чертежи без учета особенностей производства. Сегодня Центр готов брать на себя конструкторскую часть работы, идя навстречу потребностям заказчиков. «Мы стараемся активно заниматься конструкторско-технологическим сопровождением научной мысли - для того, чтобы ученые не занимались несвойственным для них делом», - объясняет начальник Центра проектирования и прототипирования НИЯУ МИФИ Юрий Жуковский. «Потому что любой конструктор в первую очередь должен понимать, каким образом эта деталь будет делаться», -  добавляет директор Института лазерных и плазменных технологий НИЯУ МИФИ Андрей Кузнецов.

Сейчас Центр проектирования и прототипирования - это еще и место учебы студентов; и учатся они здесь не только работать руками, хотя – работать руками они как раз учатся хорошо, о чем свидетельствует постоянные призы, которые команды НИЯУ МИФИ получает на соревнованиях WorldSkills и AtomSkills. Эти призы дорогого стоят: ведь студентам приходится соревноваться с профессионалами, работающими на предприятиях.

Учащиеся должны выполнять определенные задания.  Например, одна группа студентов сегодня занята разработкой и изготовлением миниатюрного промышленного манипулятора. Они должны сделать его от и до с нуля: сконструировать, запрограммировать и продемонстрировать в действии в качестве расстановщика небольших предметов.

Особо удавшиеся результаты выполнения таких заданий представляются на различные инженерные конкурсы, примером чего стало участие аппарата «Бузинатор» в «Битве роботов». Выступил наш робот не очень, но это ведь было первое участие нашей команды в таких соревнованиях. При этом, совершенствуясь в робототехнике, студенты создают вспомогательное автоматизированное оборудование для мастерских центра, позволяющее уменьшить долю ручного труда.

Отдельно стоит упомянуть о существующей при центре лаборатории по реверсивному инжинирингу и аддитивному производству. Руководит ею Валерия Логачева, входившая в сборную России по аддитивным технологиям на мировом чемпионате WorldSkills 2022 года в Шанхае. В этой лаборатории студенты овладевают двумя умениями – созданием методом сканирования 3D-моделей различных узлов и деталей, и затем изготовлением их на 3D-принтере,  или с помощью иных методов быстрого прототипирования, таких как как литье; в последнем случае требуется умение изготавливать силиконовые формы и предварительно проектировать их. Недавно, группа наших студентов была на экскурсии на предприятии «Росатом – Аддитивные Технологии», где можно было в живую увидеть работу 3D-принтеров по металлу.

В конце прошлого года команда НИЯУ МИФИ (то есть фактически команда лаборатории Валерии Логачевой) взяла бронзу на соревнованиях AtomSkills в номинации «Аддитивные технологии». «Для нас это не лучшее выступление, до этого обычно мы брали золото. Работаем над ошибками», - призналась Валерия.

В последний год у центра появились специфические задачи – производить импортные детали и компоненты, которые исчезли с российского рынка. «Если раньше была возможность что-то купить, то сейчас иногда заказчики приходят с задачами, когда им нужно повторить деталь просто по той причине, что ее невозможно уже купить. У нас был опыт, когда мы повторяли чужой оптический разъем просто по той причине, что он уже используется, он хорошо себя зарекомендовал,», - рассказывает Юрий Жуковский.

В какой степени студентам, которые вовлечены в работу Центра нужно это с точки зрения их учебного процесса? Единого ответа на этот вопрос нет. «Есть студенты, у которых в программе главным является именно конструкторское дело, - поясняет Андрей Кузнецов. – А есть студенты, которым интересно это в качестве хобби. Есть математики, которым это просто интересно».

«Подготовка инженеров сложный процесс., Центр проектирования и прототипирования позволяет погрузить студента в реальную практическую работу инженера, таким образом решается вопрос недостатка у студентов практических и прикладных навыков, что позволяет готовить высококлассных инженеров», - добавляет заместитель заведующего кафедрой конструирования приборов и установок ИФТИС Антон Токарев

Однако, создатели центра уверены, что все, кто прошел через него, получают существенное преимущество на рынке труда - потому что конструкторское дело универсальное.

И еще обратим внимание, что у Центра имеется «брат-близнец», расположенный буквально над ним,  на втором этаже НЛК - Центр инженерного творчества студентов, мастерские, которые позволяют учащимся изготавливать лазерные танки и роботизированные дроны для Инженерной игры.  

«Лично я считаю, что создание данного центра - это огромный прорыв МИФИ в подготовке инженеров, - комментирует Антон Токарев. - У студентов появилась возможность с первого курса заниматься проектной работой и получать необходимые инженерные компетенции. На встрече выпускников, во время экскурсий самый популярный вопрос среди моих однокурсников был: «А почему в наше время такого не было?».

128