
Международный день женщин и девушек в науке: МИФИстки о свободе, ответственности и любимой работе
В Международный день женщин и девушек в науке представляем подборку интервью с МИФИстками, влюбленными в физику, математику, психологию, философию и свою профессию, обожающими учиться и умеющими учить. 8 женщин делятся своими мыслями, идеями и правилами жизни.
Будущий ученый, общественница, певица и просто красавица – так, слегка перефразировав известное определение прекрасной девушки, можно смело сказать о преподавателе, ассистенте Института ЛаПлаз Агнии Бородиной.
«От руки можно написать любое уравнение и сойти с ума, решая его. А мы занимаемся такими задачами, которые имеют физический смысл. Экспериментатор, ставя реальный эксперимент либо моделируя его, все равно работает с математическим аппаратом. Явления реального мира можно описать математически, математика по сути – язык общения бога с человеком. Когда физики решают свои задачи, они тоже формулируют их на языке математики, и моя задача – помочь им решить уравнения», – объясняет суть своих исследований Агния Бородина.
Интервью «Свобода на режимном объекте» читайте здесь.
Студенты МИФИ изучают не только физику и математику, они могут также прослушать спецкурс по философии, в котором, среди прочего, рассматриваются различные этические, антропологические и другие аспекты гуманитарного в технологиях искусственного интеллекта. Автор курса - доктор философских наук, профессор кафедры философии, онтологии и теории познания НИЯУ МИФИ Екатерина Тихомирова. В рамках рубрики «Голос науки» она рассказывает о своем пути в философию, научных исследованиях и масках.
«Сначала я написала о масках любви. В ходе этого исследования выяснилось, что маски мы носим не только для того, чтобы обманывать, а для того, чтобы представлять себя Другим. И это приносит человеку пользу, потому что, когда он адаптирует себя под ситуацию, он еще и узнает себя, и растет, и совершенствуется, и меняется. То есть когда представляешь какой-то свой образ, то понимаешь, хочешь быть таким или нет, и в итоге мы меняемся под эту, позитивно оцененную для себя проекцию. Ну а теперь появилось смарт-пространство, которое перестало быть виртуальной реальностью», – рассуждает Катерина Тихомирова.
Интервью «Понимание ответственности вообще исчезло» читайте здесь.
О значении психологии в работе вуза, о преподавании психологии в МИФИ, о работе университетского Психологического рассказывает проректор НИЯУ МИФИ, доктор психологических наук, профессор Елена Весна.
«Психология, которая преподается студентам в НИЯУ МИФИ, - это психология для личностного благополучия и роста. Кроме того, курс позволяет дать общее представление о научной и практической психологии, что является обязательным минимумом для любого образованного человека. Студентам даются основы психологической грамотности, минимальные знания в области психологии познания и психологии личности, а также основы эффективной коммуникации и межличностного взаимодействия, психологии самопознания и саморазвития», – рассказывает Елена Весна.
Интервью «Психологи в МИФИ: от диагностики до театра» читайте здесь.
Евгения Алешинская преподает физикам английский язык, интересуется социолингвистикой, увлекается фигурным катанием, играет на фортепиано и за время работы в МИФИ научилась бесстрашно погружаться в неизведанный мир точных наук.
«Научные интересы у меня связаны с языковыми контактами и социолингвистикой. Я кандидат филологических наук, работаю над докторской диссертацией. Исследую, как английский язык используется в российском обществе и как влияет на русский язык. Поскольку я работаю с аспирантами, которым необходимо постигать азы научной коммуникации на иностранном языке, я также провожу кросс-культурные исследования особенностей научного общения. Кстати, сленг, который так любят многие студенты, такие слова как «кринж», «краш», «чилить», «флексить», в формальном общении не используются ни в русском, ни в английском языке», – говорит Евгения Алешинская.
Интервью «Физики – мастера каверзных вопросов» читайте здесь.
Сотрудники Инженерно-физического института биомедицины (ИФИБ) НИЯУ МИФИ регулярно принимают участие в VI Международном форуме онкологии и радиотерапии ForLife. Доктор биологических наук, профессор кафедры медицинской физики ИФИБ Ирина Лебеденко рассказывает о новых методах лечения рака, формуле здоровья и компетенциях медфизиков.
«Радиотерапия – одно из самых популярных и быстроразвивающихся направлений в онкологии. А медицинская физика – неотъемлемая часть радиотерапии. Например, в терапии онкологических заболеваний с помощью радиофармпрепаратов самое главное – правильно подобрать, измерить, оценить необходимую дозировку. Это задача медицинского физика. В лучевой терапии медфизик играет роль руки, направляющей пучок протонов в область злокачественной опухоли. Успех лучевой терапии более чем на 50% зависит от квалификации и навыков медицинского физика!» – уверена Ирина Лебеденко.
Интервью «Успех лучевой терапии на 50% зависит от медицинского физика» читайте здесь.
На ярмарке интеллектуальной литературы non/fiction, которая проходила в прошлом году, одним из бестселлеров стала книга историка Александра Кобеляцкого и журналиста Маргариты Шиц «Люди 1920-х годов. Вопреки утопии». Авторы предлагают взглянуть на события столетней давности глазами самых разных людей –политиков, ученых, артистов, рядовых граждан молодого советского государства. Философ Николай Бердяев ищет новых хозяев своему мопсу перед тем как навсегда покинуть родину. Наркомвоенмор Лев Троцкий позирует сестре Черчилля. Марина Цветаева завтракает, обедает и ужинает мерзлой капустой... Читатели будто слышат голоса людей, живших сто лет назад. Почему нам это интересно? Зачем нужно знать историю своих предков и своей страны? Как «заразить» любовью к истории студентов? Об этом мы поговорили с доктором исторических наук, преподавателем, руководителем кафедры «История» и Культурно-исторического центра «Наше наследие» НИЯУ МИФИ Верой Македонской.
«Выдающиеся ученые-атомщики тоже писали дневники. Остались воспоминания Игоря Васильевича Курчатова, Исаака Константиновича Кикоина. О жизни трех советских физиков-ядерщиков – Александра, Овсея и Доры Лейпунских – прекрасно рассказал Борис Горобец в своей книге «Секретные физики из атомного проекта СССР». Кстати, именно Александр Лейпунский в 1945 году организовал в МИФИ кафедру прикладной физики. Советую также почитать книгу профессора нашего университета Николая Кудряшова «Берия и советские ученые в Атомном проекте». Я выступала к ней рецензентом», – вспоминает преподаватель.
Интервью «Вера Македонская о любви к истории» читайте здесь.
В цикле публикаций о «Лучших преподавателях МИФИ по мнению студентов» вышла беседа с выпускницей истфака МГУ, кандидатом исторических наук, доцентом кафедры истории НИЯУ МИФИ Ольгой Чагадаевой. Как и многим преподавателям НИЯУ МИФИ, ей постоянно приходится отвечать на вопрос: зачем физикам и инженерам гуманитаристика?
«Я всю жизнь работала с гуманитариями, и иногда такое ощущение, что у технарей вообще по-другому работает голова. Они по-другому анализируют материалы, вообще по-другому смотрят на жизнь. И, конечно, мифишные студенты – это «сливки», мало у кого есть база такого уровня. У них богатая эрудиция, они интересуются, они не филонят, и даже если филонят, они это делают очень грамотно. Они подходят и говорят: «Извините, пожалуйста, я не хочу врать, но сегодня мне нужно подготовиться к контрольной по физике, давайте я что-нибудь подготовлю к следующему разу», или что-то такое. Конечно, при такой постановке вопроса мы все время находим способ разрешить ситуацию. Интересные студенты», – делится впечатлениями Ольга Чагадаева.
Интервью «В МИФИ даже филонят грамотно» читайте здесь.
О научной работе и увлечениях, гендерных стереотипах и источниках вдохновения рассказывает Яна Ляхова. Она с отличием окончила школу, с красным дипломом – НИЯУ МИФИ, став «лучшим выпускником года». Она занимается научной работой, исследует коррелированные квантовые системы, руководит Учебно-научным центром «Квантовый инжиниринг» и молодежным научным сообществом Laplasian, увлекается кинологическим спортом, любит читать и не отступает перед вызовами. Яна уверена, что студенчество – лучшее время жизни, а учеба, кроме знаний, должна приносить радость.
«Мне нравится объяснять. Нравится досконально изучить какую-нибудь сложную тему и придумать, как рассказать ее простым языком. Нравится видеть, как у студентов загораются глаза, развивается мышление. Вообще, я с детства любила играть в учительницу, преподавание в университете стало логическим продолжением этого детского увлечения», – рассказывает Яна Ляхова.
Интервью «Получайте удовольствие, познавая мир и себя в нем» читайте здесь.